Основной задачей института являются подготовка выпускников в лучших традициях отечественного и зарубежного искусства.
Содержание
История Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова — МГАХИ
Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств по праву является преемником и наследником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Предшественником Училища был рисовальный «натурный» класс, организованный в 1832 году группой любителей живописи по инициативе Е.И. Маковского, А.С. Ястребилова, генерал-майора М.Ф. Орлова, Ф.Я. Скарятина, при поддержке и по разрешению генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицына.
Развитию и процветанию художественного класса при «Московском обществе любителей художеств» очень помогали благотворители, отдававшие знания и большие капиталы на поддержку художеств России.
В 1843 году из художественного класса было образовано Училище, в которое принимали учеников всех сословий. Большим достижением было разрешение императора об освобождении от крепостной зависимости выпускников, получивших звание художника. В Училище были привлечены значительные художественные силы того времени — художники B.C. и А.С. Добровольские, К.И. Рабус, В.А. Тропинин, скульптор Н.А. Рамазанов и др. Эти мастера опирались на художественные принципы А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. В конце 40-х годов к ним присоединились С.К. Зарянко и М.И. Скотт, ставший инспектором и руководителем класса исторической живописи. 50-е годы в Училище пришли преподавать В.Г. Перов, И.М. Прянишников, В.В. Пукирев, А.К. Саврасов, Е.С. Сорокин и другие. Мастера, работавшие в Училище, были яркими индивидуальностями, они учили любви к человеку, трепетному отношению к жизни, вниманию к цвету, наблюдательности, свободному выражению замысла и верности реалистическим принципам.
В 1865 году к Училищу живописи и ваяния было присоединено Дворцовое архитектурное училище, и оно получило звание Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Педагоги и студенты участвовали в строительстве и украшении храмов. Е.С. и П.С. Сорокины расписывали Храм Христа Спасителя, совместно с профессорами Академии художеств Санкт-Петербурга работали и другие преподаватели Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Скульптор Н.А. Рамазанов создавал скульптурные композиции для Храма Христа Спасителя.
В 1896 году за Училищем по новому уставу был закреплен статус среднего учебного заведения. Учащимся давали глубокие знания и профессиональную подготовку. Достаточно вспомнить, что в Московском Училище преподавали В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. и С.А. Коровины, А.И. Архипов, A.M. Васнецов, И.И. Левитан, АС. Степанов и др.
После 1917 года школа была преобразована вместе со Строгановским Училищем в свободные художественные мастерские. В 1918 году были созданы первые свободные художественные мастерские на базе бывшего Строгановского училища на Рождественке, 11, а вторые свободные мастерские находились на Мясницкой, 21. В 1920 году, 29 сентября, произошло слияние мастерских во ВХУТЕМАС (Всесоюзные Художественные Технические мастерские).
ВХУТЕМАС имел семь факультетов: архитектурный, деревообрабатывающий и металлообрабатывающий, полиграфический, текстильный, керамический, живописный, скульптурный.
Факультет живописи, переживший ряд изменений, представлял вполне организованный аппарат сотрудников, работавших на трех отделениях: станковом, монументальном и декоративном, по определенным программам и методам, корректируемым ходом учебной жизни и достижениями художественной культуры того времени. Летняя практика, столь необходимая для студентов факультета, осуществлялась только на декоративном отделении.
30 марта 1930 года ВХУТЕИН был ликвидирован, а живописные и скульптурные факультеты объединены с ленинградским ВХУТЕИНом в Институт пролетарского искусства (ИНПИИ). Реформы, проводимые в области художественного образования сторонниками пролеткульта, пагубно отразились на профессиональной подготовке будущих художников.
В 1936 году открылся факультет скульптуры. В ГАРФЕ (Государственном архиве) хранятся документы Наркомпроса, в которых есть материал от 25 августа 1934 года: «О состоянии и подготовке к новому учебному году в Московском Институте Изобразительных Искусств». Подтверждением существования Московского Института Изобразительных Искусств служат бухгалтерские отчеты за 1935–1936 гг.
Учебный план Московского института состоял в следующем. Первые два года обучения у нас отведены на освоение основ изоискусства. Специальность начинали преподавать с третьего года на живописном факультете по соответствующим направлениям. По графическому направлению мы имеем отделение книжной и газетной иллюстрации.
Восстановление лучших традиций «московской школы», их преемственность тесно связаны с именем И.Э. Грабаря, который в 1937 году стал директором Московского Института. Широта творческих взглядов И.Э. Грабаря, подлинно творческое отношение к педагогической работе и высокий профессионализм помогли ему поставить перед привлеченными к преподаванию единомышленниками сложные задачи по укреплению «профессиональных знаний», особенно рисунка. Выступая в прессе, Грабарь подчеркивал: «…не только все великаны прошлых лет, но и мастера более близких нам эпох, которых я застал в живых, — Мане, Дега, Ван Гог, даже Матисс и Гоген — прошли самую суровую академическую школу и, только одолев ее, стали искать путей к «свободным художествам». Так как рисунок был самой сильной стороной «петербургской школы», Грабарь пытался пригласить для преподавания в Москве профессора Ленинградской Академии художеств М.Д. Бернштейна и выпускников Д.К. Мочальского и А.А. Деблера. Чувствуя особенности двух основных российских художественных школ, он стремился к их тесному сотрудничеству в целях взаимообогащения. И надо сказать, что современная практика творческого общения Петербургских и Московских художественных вузов следует традиции, заложенной Грабарем.
При Московском институте изобразительных искусств работали курсы повышения квалификации. В 1938 году по инициативе И.Э. Грабаря была выделена группа студентов плакатного и графического отделения, начавших дипломную работу по монументальному искусству. Таким образом организовалась монументальная мастерская, руководство которой принял на себя А.А. Дейнека.
Великая Отечественная война, сорвавшая со своих мест всех и вся, не пощадила и МГХИ. Но тяготы этой суровой поры не помешали творческой и научной работе преподавателей и студентов (частью оставшихся в осажденной столице и частью эвакуированных в Самарканд). В столице не прекращалась активная творческая и научная работа, даже когда Москва оказалась прифронтовым городом. Работать приходилось в экстремальных условиях. Институт начал жить жизнью военного времени: педагоги и студенты уходили на фронт и в ополчение, ехали на строительство оборонительных укреплений и работали в противопожарных дружинах столицы — на Кировской, в Балтийском поселке, в здании МГХПУ (Художественно-промышленное училище). Фронт остро нуждался в агитплакатах и боевых листках. В первые дни войны Политуправление Московского Военного округа обратилось к начальнику ГУЗа (Государственное управление учебными заведениями) П.Я. Алехину с требованием наладить в сверхсрочном порядке выпуск военно-политических плакатов, художественно оформленных бланков, боевых листков и грамот. Оказалось, что в Москве нет ни одной организации, кроме Московского художественного института, способной выполнить этот заказ. С первых дней войны преподаватели и студенты института откликнулись на нужды времени. Уже в июле в Москве была налажена работа по выпуску плакатов на оборонную тему. Бригаду, состоящую из студентов, аспирантов и преподавателей, возглавили заслуженный деятель искусств Д.С. Моор, профессор А.А. Дейнека и профессор Г.Т. Горощенко. Боевые листки предназначались не для улиц, их рассматривали в бомбоубежищах, на предприятиях, в госпиталях и штабах МПВО, поэтому в первые месяцы работы они были невелики по размеру и изображение на них часто сочеталось с текстом.
Правительственное постановление об эвакуации института вышло 12 октября 1941 года. По приказу № ПО от 9 августа 1941 года за подписью Н. Кухаркова в связи с отъездом из Москвы директора МГХИ проф. И.Э. Грабаря, его обязанности были возложены на Леонтия Ивановича Денисова, вынесшего на своих плечах все связанное с эвакуацией института, его размещением и организацией учебного процесса в Самарканде. В Москве остались по уважительным причинам 18 профессоров и преподавателей (Осмеркин, Павлинов, Суворов, Чекмазов, Иодко, Фаворская, Мочальский и др.) и 47 студентов. Здесь же находился весь учебный инвентарь, материалы с оборудованием, а также часть учебного имущества. «Что касается материальных ценностей», — вспоминал П.Я. Алехин, с 1941 года совмещавший должности директора МГХИ, председателя Ученого Совета, ученого секретаря ВАК и начальника ГУ Комитета Искусств, — «то никто не решился на уничтожение. И вуз стал жить дальше, несмотря на строгие повторные приказы и окрики сверху.
1945–1946 учебный год начинался в более благоприятных условиях. Многие ведущие педагоги были отправлены в заграничные командировки, началась работа с аспирантами. До 1946 года директором МГХИ оставался Алехин, обязанности зам. директора исполнял Л.И. Денисов, исполняющим обязанности директора одно время был P.P. Йодко, а художественным руководителем был СВ. Герасимов.
Конечно, участие суриковцев в Великой Отечественной войне было много шире. Выпускники МГХИ призывались в действующую армию, выполняли оборонные заказы. М.Ф. Володин писал: «После Самарканда многие снова побывали на фронте. И вообще одним ополчением участие студентов в войне не ограничивается. Многие воевали помимо ополчения. Мне и НА. Пономареву пришлось в 1945 году выполнять „особое задание“ по Германии — входили в основную пятерку по спасению картин Дрезденской галереи».
В 1948 году Институту было присвоено имя Василия Ивановича Сурикова. Созданная Академия Художеств СССР (1947 год), в подчинение которой поступили оба Художественных института, московский и ленинградский, сняла с поста ректора СВ. Герасимова. С ним ушли и многие замечательные художники: А.А. Дейнека, Н.М. Чернышев, П.Я. Павлинов, А.Т. Матвеев, И.Э. Грабарь. Были изгнаны из института многие педагоги, вынесшие на своих плечах трудности восстановления живописной культуры, тонкой пленэрной живописи, традиций «московской школы» и тяготы войны. Ректором был назначен Ф.А. Модоров. В 1948 году часть Института уже переехала на Товарищеский переулок. Только графики остались в здании МУЖВиЗ. В состав преподавателей вошли П.И. Котов, В.Н. Яковлев, П.Д. Корин, С.А. Чуйков, В.П. Ефанов, М.М. Черемных, Б.А. Дехтерев, Е.А. Кибрик, М.Ф. Бабурин, Н.В. Томский, М.Г. Манизер, Ф.И. Невежин, A.M. Кузнецов. Была утрачена замечательная летняя база практики в Крыму. Летняя практика «перестроена по линии углубленной композиции». По заявлению нового ректора, — «Долой Козы — пошлем в Колхозы». Сохранился приказ, содержащий опись имущества, находящегося в собственности филиала института в Козах. В него входили несколько домов в Феодосии, дом в Судаке, роскошная дача, собственная столовая, несколько автомобилей и др., что обеспечивало студентам прекрасную практику, которая давала возможность писать на пленэре даже обнаженную натуру, работать в условиях свето-воздушной среды. Оставшиеся в Институте педагоги и студенты старших курсов хранили заветы своих учителей.
С 1970 по 1988 гг. ректором института был скульптор Павел Иванович Бондаренко, а после его кончины институт возглавил Лев Викторович Шепелев. Под руководством М.Ф. Бабурина работал факультет скульптуры с персональными мастерскими академика Л.Е. Кербеля и П.И. Бондаренко, позднее возглавили эти мастерские O.K. Комов, А.И. Рукавишников, М.В. Переяславец. Ими созданы множество памятников на площадях и улицах городов нашей Родины и за границей. Бывший выпускник факультета скульптуры академик Анатолий Андреевич Бичуков возглавляет институт с 2001 года. При новом ректоре были отремонтированы институт и общежитие, создан факультет архитектуры, открыто отделение реставрации. В 2005 году была создана мастерская батальной и исторической живописи, которую возглавил Н.Н. Соломин. Легализация истоков русской национальной истории и культуры, возрождение древних святынь народа положили начало большому творческому подъему художников. Педагоги и студенты расписали Храм Христа Спасителя, воссоздали его скульптурное убранство, возродили храмы знаменитой Оптиной пустыни. Их труд украсил многие Храмы и здания России. Много студентов-иностранцев обучалось в нашем институте, они получили серьезную академическую выучку и стали ведущими художниками в своих странах. В наше время, когда в мировом искусстве наблюдается кризис традиций, особенно важное значение приобретает бережное отношение к художественному наследию и к наследию лучших наших педагогов, работавших в институте, среди которых было много замечательных творцов и подвижников. И.Г. Максудова
Факультеты в МГАХИ им. В.И. Сурикова
Факультет живописи
Это самое крупное и авторитетное подразделение вуза пользуется особой популярностью среди абитуриентов из России и со всего мира. Здесь обучаются граждане Белоруссии, Украины, Грузии, Германии, Голландии, США, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
На протяжении всего существования факультета складывалась и оттачивалась уникальная методика преподавания живописи, рисунка и композиции, которая позволяет в пределах нескольких лет обучения приобрести глубокие знания в области изобразительного искусства и овладеть высотами профессионального мастерства. Образовательная система факультета, формировавшаяся в течение многих лет, продолжает развиваться с учетом актуальных потребностей нового времени. Уникальность сегодняшней академической школы заключается в объединении заветов великих мастеров русской классической живописи и современных технологий. Традиции обучения основаны на богатейшем наследии классиков русского искусства — А.К. Саврасова, В.Г. Перова, А.Е. Архипова, В.Д. Поленова, А.М. Васнецова, В.А. Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана, К.Ф. Юона. На факультете преподавали такие видные живописцы, как И.Э. Грабарь, П.Д. Корин, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов, Б.В. Иогансон, А.А. Осмеркин, К.Н. Истомин.
И сегодня практически все педагоги института — активно работающие художники, имена многих из них известны во всем мире. Они показывают свои произведения на российских и зарубежных выставках, принимают участие в реставрации памятников архитектуры, привлекая студентов.
Первый выпуск художников-живописцев состоялся в 1942 году в Самарканде, где в эвакуации, в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны работал институт. Большинство выдающихся мастеров живописи второй половины ХХ века являются выпускниками факультета, среди них — Т.Т. Салахов, Т.Б. Назаренко, Н.И. Нестерова, П.Ф. Никонов, Д.Д. Жилинский, А.Д. Шмаринов, В.М. Сидоров, Б.М. Коржев, В.И. Иванов, С.Н. Андрияка, Э.В. Булатов, А.Б. Гросицкий и многие другие.
Основы академической школы предоставляют выпускникам института возможность работать в самых разнообразных направлениях и техниках. Картины выпускников факультета живописи можно встретить в галереях современного искусства, на престижных международных бьеннале, в частных собраниях и коллекциях музеев. Столь широкие возможности во многом обеспечиваются именно высоким авторитетом известного института, где молодые художники приобщились к классической школе.
Для всех мастерских разработаны учебные программы, включающие помимо основных занятий живописью, рисунком и композицией специальные и факультативные занятия. Основное внимание в мастерских уделяется работе с моделью.
Первые два года обучение студентов проходит в мастерских рисунка и композиции, по окончании второго курса осуществляется переход в персональную мастерскую. Ядро факультета — несколько мастерских станковой живописи. Каждый из мастеров наделен яркой творческой индивидуальностью, их работы представлены в крупнейших собраниях России, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, зарубежных коллекциях. В мастерской монументального искусства студенты изучают технику фрески, мозаики, сграффито, витража, в театрально-декорационной — историю театра, костюма, сценографию, овладевают умением изготовления макетов. Руководитель монументальной мастерской, заведующий кафедрой живописи и композиции, академик Евгений Николаевич Максимов — создатель эскизов росписей купола и других элементов убранства храма Христа Спасителя в Москве. Работы над воссозданием величественного интерьера знаменитого храма были организованы и проводились Российской академией художеств во главе с президентом Академии З.К. Церетели. Над росписями трудились многие выпускники живописного факультета Суриковского института, что свидетельствуют о высоком уровне профессионализма, достигнутого ими в годы обучения. Творческий коллектив выпускников и студентов монументальной мастерской под руководством своего педагога осуществил также росписи кафедрального собора во имя Святителя Николая Чудотворца в Нью-Йорке (США). Обучаясь в мастерской монументальной живописи, студенты осваивают широкий спектр техник и технологий — от традиционных до самых новейших.
По итогам учебы выпускники готовят дипломные работы, в зависимости от интересов выбирая проекты оформления театров, гостиниц, ресторанов, банков, других общественных зданий или проекты росписей церковных сооружений.
Обучение в мастерской театрально-декорационной живописи под руководством действительного члена РАХ Чербаджи Дмитрия Афанасьевича начинается с 1 курса. В качестве диплома выпускники представляют оформление двух театральных постановок — эскизы декораций и костюмов, а также макет сцены. В процессе обучения студенты изучают историю театра, сценографии и театрального костюма.
На протяжении всех лет учебы студенты имеют возможность знакомиться и даже заниматься копированием в таких всемирно известных сокровищницах изобразительного искусства, как Государственная Третьяковская галерея и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В распоряжении молодых художников новые крупные музейно-выставочные комплексы — Московский музей современного искусства (Петровка, 25), его филиал в Ермолаевском переулке, дом 17, а также Галерея искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19), где помимо уникальных выставок в постоянной экспозиции находится множество слепков с прославленных античных скульптур. Это дает начинающим художникам возможность практиковаться в рисунке, без которого невозможно полноценное освоение мастерства.
Каждое лето студенты выезжают на практику в самые живописные уголки страны, где под руководством педагогов работают на пленэре.
В этом году на факультете открылась новая мастерская батальной живописи, которую возглавил член-корреспондент РАХ, опытный мастер Николай Николаевич Соломин. При формировании концепции мастерской в первую очередь учитывалась необходимость возрождения и развития традиций создания большой композиционной картины. Русская художественная школа имеет не только богатый опыт, связанный с этой формой изобразительного искусства, но и поистине уникальные методики обучения, открывающие художнику самые широкие возможности и перспективы.
Сегодня академическое художественное образование не только отвечает новым потребностям времени, но и обеспечивает каждому окончившему МГАХИ им. В.И. Сурикова широкий диапазон возможностей, необходимый для активной, уверенной жизни в большом искусстве и воплощение любых творческих идей.
Факультет графики
Удивительным и волшебным является искусство графики, полноправный и, может быть, наиболее выразительный вид изобразительного творчества. Это не только способ выражения, но и способ мышления. Разнообразие техник, материалов и богатых образных возможностей в сочетании с волей художника позволяет различными способами реализовать свои пластические, а значит, творческие замыслы. Факультет графики имеет давние и великие традиции. Здесь преподавали выдающиеся художники: К.Н. Истомин, Д.И. Моор, В.А. Фаворский, С.В. Герасимов, Б.А. Успенский, М.М. Черемных, Н.А. Пономарев, Е.А. Кибрик, Б.А. Дехтерев и другие художники, чье искусство вдохновляло молодежь, создавало неповторимую школу русского искусства. Занимаются на факультете графики иллюстрацией и оформлением книги, станковой графикой, плакатом, изучают шрифт и прикладную графику, графический дизайн.
Работа в материале является природной сущностью графического искусства. Литография, офорт, гравюра во всех ее вариантах, — далеко не полный перечень того, что постигают студенты на нашем факультете. Как бы ни развивалась полиграфия, какие бы ни появлялись прекрасные машины и краски, созданное душой и рукой художника, исполненное на камне ли, на линолеуме или металле, незаменимо и уникально. Поэтому мы не перестаем восторгаться литографиями М.С. Родионова, гравюрами М.А. Маторина, тонкими, изысканными офортами М.А. Доброва. Запах литографической краски, оттиски, которые ты сам снимаешь со станка — это те совершенно особые элементы в процессе работы художника, которые создают притягательную силу графического искусства.
Важную роль как элемент учебного процесса, как изобразительная форма и, наконец, как полноценный вид творчества играет рисунок. Итогом шестилетнего обучения на факультете является дипломная работа, на осуществление которой дипломнику предоставляется целый учебный год и отдельная мастерская. В соответствии со спецификой, выбранной мастерской дипломной работой может быть серия графических станковых листов (чаще всего в какой-либо печатной технике), плакаты на социальную тему (или афиши зрелищного жанра), либо оформление и иллюстрации к литературному произведению.
Сегодня на факультете работает сильный педагогический коллектив мастеров, имена которых известны в России и за ее пределами. Профессорско-преподавательский состав кафедры графики, помимо педагогической деятельности в институте, ведет активную творческую работу. Каждый из педагогов своими произведениями участвует во всех значимых отечественных и зарубежных художественных выставках, в том числе и персональных. Традицией стало периодически устраивать совместные выставки работ педагогов кафедры графики в помещении ЦДРИ. Нас всех объединяет огромное уважение к творчеству славных предшественников, стремление донести до студентов великие гуманистические принципы русского и мирового искусства, возможность открыть глаза молодым на мир, обучить мастерству, без которого искусство становится художественно мертвым и, следовательно, лишь декларативным.
По количеству специальных дисциплин графический факультет занимает лидирующее положение в нашем институте. Здесь студенты знакомятся с большим разнообразием техник и материалов, учатся мыслить пластически, осваивают различные приемы мастерства, что помогает им наиболее полно реализовать свои замыслы, максимально расширить диапазон творческих возможностей. На двух первых курсах студенты занимаются рисунком, живописью, основами композиции, знакомятся с различными графическими жанрами, постигают технику авторской печати, изучают шрифт, специфику графического дизайна. На третьем курсе студенты распределяются по творческим мастерским: искусства графики и плаката, искусства книги, станковой графики. В каждой из мастерских есть возможность работать в разнообразных техниках (литография, линогравюра, ксилография, офорт).
В процессе обучения студенты осваивают традиционные приемы и технологии, познают возможности новых современных материалов. В конце каждого учебного года летом они на пятьдесят дней выезжают на природу, чтобы, работая в условиях открытого пространства, закрепить и развить приемы рисунка, живописи и композиции, отработанные в мастерских. После первых двух курсов летняя практика проходит организованно, под руководством педагогов в старинных русских городах Гороховце, Хлыновске и Великом Устюге. Студенты старших курсов выбирают место для практики по своему усмотрению. Отчетом о летней работе становится выставка, ежегодно проводимая на факультете графики. Последний, шестой год обучения отводится студентам для создания под руководством преподавателей индивидуальной творческой работы, которую они защищают в качестве диплома.
- cтанковой графики;
- искусства графики и плаката;
- искусства книги.
Факультет скульптуры
Скульптура — один из старейших и сложнейших видов изобразительного искусства.
В отличие от живописи и графики она трехмерна, обладает реальным объемом, живет в пространстве, требует восприятия с разных точек зрения, под разными углами и ракурсами, постепенно раскрывая художественный образ. Очень разнообразны виды и жанры скульптуры: монументальная, монументально-декоративная, станковая (портрет и композиция), скульптура малых форм, рельеф, медальерное искусство. Каждый из этих видов пластики имеет свои особенности и законы, которые предстоит в совершенстве освоить студентам, избравшим для себя эту специальность.
Факультет скульптуры МГАХИ им. В.И. Сурикова сравнительно немногочислен. Ежегодно на него поступает до 8 человек (на бюджетной основе), из которых многие имеют специальную подготовку. Они уже окончили Московский академический художественный лицей или другие средние художественные учебные заведения. Обучение на факультете ведется по очной форме с первого курса в течение 6 лет в двух персональных мастерских, которыми руководят выдающиеся мастера современного пластического искусства. Одной из них — профессор Александр Иулианович Рукавишников, Народный художник Российской Федерации, академик, член Президиума РАХ, заведующий кафедрой скульптуры и композиции, другой — профессор Михаил Владимирович Переяславец, Народный художник России, действительный член РАХ.
Как и в других подразделениях нашего института, на факультете скульптуры приемы и методика обучения студентов строятся на прочной основе академической художественной школы с последовательным постижением законов мастерства. Для скульптора очень важно с самого начала уметь правильно построить каркас своей будущей работы, учитывая ее размер, вес и характер движения задуманной вещи. Необходимо глубокое, тщательное изучение классического рисунка, копирование античных оригиналов скульптуры и ее отдельных частей. Постижение конструкции и пластики человеческого тела и работа с обнаженной натурой, продуманное, основанное на пристальном изучении действительности построение композиции, что, собственно, и является залогом создания художественного образа. Обязательным программным требованием является знание, осмысление и практическое применение творческого наследия ведущих школ искусства от древних времен до наших дней. Учебно-творческие задачи, ставящиеся перед учащимися на факультете скульптуры, всегда новы, интересны, направлены на максимальное развитие способностей студентов. Об этом свидетельствуют результаты частых просмотров на кафедре, просмотров ректора, Ученого совета института совместно с Президиумом Российской академии художеств, на которых обсуждаются работы студентов скульптурных мастерских. Ученики неизменно получают высокие оценки.
Славные традиции корифеев отечественной скульптуры и блестящих педагогов, таких как А.Т. Матвеев, М.Б. Манизер, Н.В. Томский, Л.Е. Кербель, постоянно развиваясь и обогащаясь в соответствии с требованиями времени, поддерживаются и ныне. Сегодня и в России, и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья работают ученики П.И. Бондаренко, М.Ф. Бабурина, О.К. Комова, замечательных художников, произведения которых давно и по праву принадлежат к классике отечественной культуры ХХ века.
Каждый учебный год завершает летняя практика, по сути продолжающая учебный процесс. Под руководством педагогов студенты выезжают в Санкт-Петербург и его окрестности, древнейший город России Переславль-Залесский, в Дом творчества им. Д.Н. Кардовского, где работают самостоятельно, пробуя свои силы в освоении различных материалов (дерева, камня и т.п.), ищут новые композиционные решения и художественные средства. Выставки работ с летней практики, которые систематически проводятся в институте, всегда бывают интересны для всего коллектива вуза.
Сегодня, когда практически исчезли училища, где готовили мастеров-исполнителей (форматоров, увеличителей, литейщиков и т.п.), требуется уже в институте знакомить студентов с художественным производством. На старших курсах факультета скульптуры студенты проходят практику литья в бронзе на заводе. Хотелось бы активнее использовать также принадлежащую РАХ учебно-производственную базу, созданную по инициативе и при деятельном участии Президента Академии З.К. Церетели.
Некоторые выпускники факультета скульптуры, ставшие за годы учебы специалистами высокого класса, вместе со своими наставниками Р.И. Рукавишниковым, М.В. Переяславцем, А.В. Балашовым и другими известными мастерами участвовали в выполнении ответственного заказа — воссоздании скульптурного убранства храма Христа Спасителя в Москве.
Монументальная скульптура — один из самых массовых видов искусства, как правило, она связана с архитектурой, с городской или природной средой. Теперь, когда в МГАХИ работает факультет архитектуры, есть возможность студентам старших курсов — скульпторам и архитекторам ставить общие задания по выполнению эскизов памятников, проектированию городских районов, ансамблей площадей, зон отдыха и т.п. Опыт и определенные навыки в решении этих важных задач, востребованных в современной жизни, полученные студентами еще в стенах вуза, помогут им обрести уверенность в дальнейшей профессиональной работе.
На шестом курсе студенты выполняют дипломную работу — завершенное художественное произведение, которое представляют на защиту Государственной экзаменационной комиссии. В этих работах авторы предстают как зрелые мастера-профессионалы со своим индивидуальным восприятием мира, свободно владеющие богатейшим арсеналом выразительных средств скульптуры.
Факультет архитектуры
Факультет теории и истории искусств
Факультет, созданный в 1986 году на основе художественных воззрений М.В. Алпатова, готовит специалистов широкого профиля в области теории и истории искусства, художественной критики, музейной и выставочной деятельности. Особое внимание уделяется процессам, происходящим в современном изобразительном искусстве.
Специальность: 073900 — Теория и история искусств (квалификация (степень) «бакалавр»)
Срок обучения — 4 года
Факультет имеет дневное и заочное отделение.
Кроме основных дисциплин — истории русского и зарубежного искусства — изучаются: всеобщая история, мировая литература, история мифологии, рисунок и живопись. Специальные дисциплины: описание и анализ памятников художественной культуры, теория и история художественной критики, редактирование и рецензирование научной литературы по искусству, спецкурсы по технологии художественных материалов.
Выпускники факультета работают в художественных галереях и музеях, в редакциях журналов по вопросам изобразительного искусства, в творческих союзах, некоторые продолжают обучение в аспирантуре и занимаются научной работой.
На факультете работают 5 докторов и 5 кандидатов наук, являющихся признанными специалистами в избранной ими области.
На основе факультета действует научная аспирантура и Диссертационный совет по присуждению ученой степени кандидата наук по специальности 17.00.04. — Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура.
Кафедра теории и истории искусств
Кафедра основана в МГАХИ им. В.И. Сурикова в 1930-е годы. Но до ее возникновения существовал ВХУТЕИН, от которого ведет свою историю институт. В нем преподавали историю искусства А.Б. Габричевский, А.А. Сидоров, А.И. Анисимов, М.В. Алпатов и другие. Позже педагогами кафедры были В.Н. Лазарев, Б.В. Жидков, А.Д. Чегодаев, Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Третьяков.
Обучение на кафедре теории и истории искусства всегда было тесно связано с деятельностью творческих факультетов. Хорошо зная особенности творческой работы живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, выпускники кафедры способны активно участвовать в современном художественном процессе. Поэтому в учебном плане значительное место отводится преподаванию изобразительного искусства. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области изобразительного искусства предполагает также фундаментальные знания в смежных областях гуманитарных дисциплин. Это дает возможность выпускникам — искусствоведам выходить из стен института разносторонне образованными людьми, без чего немыслима избираемая ими специальность.
На кафедре действует кабинет теории и истории искусства с фототекой и методическим фондом дипломных и курсовых работ студентов.
Видео: «Познавательный фильм»: «Я художником родился…»
Каждый год в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова поступает около 80 человек. Каждый счастливчик проходит жесточайший отбор: ему предстоит выдержать профессиональный экзамен, состоящий из нескольких этапов — один сложнее другого. Что необходимо уметь, чтобы стать студентом прославленного вуза, смотрите в «Познавательном фильме».
Контакты МГАХИ имени В.И. Сурикова, адрес на карте
Адрес: Товарищеский переулок, дом 30, город Москва, 109004
Телефон: 8 (495) 678-54-80
Добавить комментарий