Российская Академия живописи, ваяния и зодчества — следует традициям Императорской Академии художеств Петербурга, давшей миру великих русских художников — Александра Иванова, Илью Репина, Михаила Врубеля, Василия Сурикова и многих других. Академия расположена в Москве в священных стенах Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали Алексей Саврасов, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и другие великие русские художники.
Содержание
История Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — РАЖВиЗ
Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма.
Созданное учебное заведение — Российская Академия живописи, ваяния и зодчества — следует традициям Императорской Академии художеств Петербурга, давшей миру великих русских художников — Александра Иванова, Илью Репина, Михаила Врубеля, Василия Сурикова и многих других.
Академия расположена в Москве в священных стенах Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали Алексей Саврасов, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и другие великие русские художники.
В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень высокого профессионализма художника и критериев подлинного искусства, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.
Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, — историческом памятнике XVIII века.
Построенный в 1780-1790 годах для генерал-поручика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.
Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.
Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.
Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.
В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.
Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.
Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.
Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин — величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870— 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.
В конце 1920 года мастерские были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС, декрет об образовании которых был подписан В.И. Лениным. Эти мастерские заполнили люди, пренебрегавшие художественными традициями, настроенные против академической и старой живописи. Их ЛОЗУНГОМ было разрушение старого мира «до основания».
С 1942 года в здании находился Московский механический институт, который готовил инженеров-физиков и инженеров-механиков. В 1953 году этот вуз был переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1960 году он переехал в новое здание на Каширском шоссе, а в доме 21 обосновались Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС со своими отделами, службами и лабораториями.
Факультеты в РАЖВиЗ Ильи Глазунова
Факультет живописи
Факультет живописи создан в 1988 году как структурное подразделение Академии.
Общей задачей факультета является развитие у студентов художественно-образного восприятия окружающего мира. Овладение всеми знаниями реалистической школы как профессиональной подготовки художников – главная задача факультета.
Факультет состоит из 5 кафедр:
- Кафедра живописи
- Кафедра академического рисунка
- Кафедра анатомического рисунка
- Кафедра копийной живописи
- Кафедра композиции
После 3 курса студенты распределяются по следующим мастерским:
- Мастерская историко-религиозной живописи
- Мастерская портрета
- Мастерская пейзажа
Каждый год студенты проходят летнюю практику в Санкт-Петербурге, Павловске, Петергофе, Пскове, Новгороде, Ростове Великом, Ярославле и других городах России.
Факультет скульптуры
Факультет скульптуры основан в 1990 году, и является продолжателем лучших традиций Московского училища живописи, ваяния и зодчества, всей своей деятельностью стремясь к возрождению отечественного и мирового искусства пластики. Особое внимание на факультете уделяется глубокому изучению античного наследия, а также искусству эпохи Возрождения. Важнейшей задачей воспитания художников сегодняшнего поколения является подготовка специалистов высшей квалификации. Это напрямую связано с возрождением традиций российского и мирового искусства на основе изучения бесценного наследия отечественного изобразительного искусства, тщательного изучения творческих достижений мастеров, связанных с Императорской Академией художеств.
Обучение студентов основано не только на изучении классических образцов, но и пластической анатомии, живой модели. Большое внимание на факультете скульптуры уделяется копированию образцов лучших мастеров прошлого, как зарубежных, так и отечественных ваятелей: Фидия, Мирона, Микеланджело, Шубина, Мартоса, Витали и других.
На лекциях и практических занятиях студенты изучают основные закономерности построения скульптуры на основе осмысления наследия великих мастеров прошлого. Во время обучения студенты осваивают работу с твердым материалом, проходят соответствующие практики, а так же сотрудничают с архитекторами, искусствоведами, историками, живописцами и другими специалистами, что оказывает огромное влияние на развитие синтеза искусств в современном историко — культурном процессе.
За время обучения студенты осваивают цикл специальных дисциплин: рисунок, скульптура, скульптурная композиция, архитектурная композиция, техника и технология скульптурных материалов, анатомический рисунок. На старших курсах студенты поэтапно подходят к скульптурным многофигурным постановкам. Перед студентами также ставится задача создания портретного образа в архитектурной среде, исполнения макета или перспективы и исполнения фрагмента в натуральную величину. Рисунок, являясь одной из важнейших дисциплин в учебном процессе, способствует наиболее полному проявлению мастерства в композиционной работе учащихся. В основе школы рисунка русских скульпторов лежит метод трехмерного изображения формы в пространстве. Следуя этой методике, педагоги кафедры скульптуры и композиции добиваются от студентов понимания скульптурной формы при работе над самостоятельными творческими замыслами.
Студенты факультета скульптуры Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова являются постоянными участниками многих российских и международных экспозиций сезонных молодежных выставок, проводимых Союзом художников России.
Факультет архитектуры
Факультет архитектуры как структурное подразделение Российской Академии живописи, ваяния и зодчества был сформирован в 1989 году. Первый выпуск факультета состоялся в 1995 году.
В настоящее время факультет состоит из двух кафедр: кафедры архитектуры и кафедры охраны и реставрации культурного наследия.
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ
Реализуемые программы: 07.03.01 «Архитектура» (уровень бакалавриата) — профиль «Архитектурное проектирование».
В 2016 г. состоялся последний выпуск специалистов по специальности 270301 «Архитектура» (специализация «Архитектура жилых и общественных зданий»).
Кафедра архитектуры готовит бакалавров в области архитектурного проектирования, прежде всего – проектирования жилых и общественных зданий. Наряду с этим, значительное внимание уделяется столь востребованному сегодня храмовому зодчеству. Подготовка будущих архитекторов основывается на традициях классической мировой и национальной школ зодчества, наследует методику и практику Императорской Академии Художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В процессе обучения студенты, наряду с архитектурным проектированием, изучают такие предметы, как «Всеобщая история архитектуры и градостроительства», «История русской архитектуры и градостроительства», «Архитектурное материаловедение», «Конструкции гражданских и промышленных зданий», «Основы геодезии», «Начертательная геометрия», «Основы ландшафтной архитектуры», «Информатика и основы компьютерных технологий» и другие. Большая роль в подготовке бакалавров отводится занятиям по акварельной живописи и академическому рисунку.
Студенты кафедры активно участвуют в вузовских, городских и общероссийских творческих конкурсах и становятся их лауреатами.
По окончании каждого учебного года студенты проходят двухмесячную практику: ознакомительную, обмерную, пленэрную, творческую, по итогам которой представляют работы на экзаменационный просмотр.
В течение последнего, пятого, года обучения студенты занимаются подготовкой и сдачей государственного экзамена по всеобщей истории архитектуры и выполнением выпускной квалификационной работы, которая основывается на реальных предпроектных материалах. По завершении обучения учащиеся получают квалификацию «бакалавр».
Выпускники кафедры работают в государственных и муниципальных учреждениях архитектуры и градостроительства, проектных институтах и мастерских, занимаются педагогической деятельностью.
КАФЕДРА ОХРАНЫ И РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Реализуемые программы: 07.03.01 «Архитектура» (профиль «Реставрационное проектирование»), 07.04.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» (уровень магистратуры), 07.09.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
В 2016 году состоялся последний выпуск специалистов по специальности 270301 «Архитектура» (специализация «Теория и история архитектуры»).
Кафедра охраны и реставрации культурного наследия создана в 1992 году. Впервые выпустила дипломированных специалистов в 1999 году. Кафедра является уникальной не только в российской, но и в зарубежной высшей школе. Она занимается подготовкой кадров по восстановлению объектов недвижимого наследия и их управлению; государственных и муниципальных служащих, ведающих вопросами охраны, сохранения и использования культурного наследия.
Наряду с предметами, обязательными для факультета архитектуры, студенты кафедры охраны и реставрации культурного наследия изучают специальные дисциплины, среди которых «Научно-методические основы охраны культурного наследия», «Охрана и реставрация архитектурного наследия», «Законодательные основы охраны культурного наследия», «Реконструкция и реставрация градостроительного наследия».
Практика преподавания на кафедре охраны и реставрации культурного наследия включает в себя постоянную, начиная с первого курса, работу на конкретных объектах наследия, их изучение, подготовку и защиту по ним курсовых работ.
Выпускные квалификационные работы выпускников кафедры выполняются по конкретным объектам культурного наследия, на примере восстановления или воссоздания которых представляются различные современные проблемы в области охраны культурного наследия. Выпускная работа включает в себя графический проект и исследовательскую часть, зачастую достойную монографии.
На протяжении всех лет обучения учащиеся кафедры принимают активное участие в выставках и конкурсах, конференциях и семинарах (в том числе международных), публикуют статьи в научных и научно-популярных изданиях. Кафедра успешно сотрудничает с различными специализированными и проектными организациями, Кафедрой ЮНЕСКО в России по охране архитектурных и градостроительных памятников, Российским Комитетом по охране всемирного культурного и природного наследия, Международным Советом по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). По завершении обучения учащиеся получают квалификацию «бакалавр».
Выпускники кафедры успешно работают в специализированных проектных и научно-проектных организациях, государственных и муниципальных органах охраны культурного наследия, реставрационных организациях, научно-исследовательских институтах, музеях-заповедниках, как в Москве, так и в других регионах России, занимаются научной деятельностью и педагогической практикой.
Факультет реставрации
Подготовка художников-реставраторов была начата в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества в 1992 году. Приказом ректора Академии, народного художника СССР, профессора Ильи Сергеевича ГЛАЗУНОВА на факультете живописи была основана сначала кафедра реставрации и технологии живописи.
В 2002 году в Академии создан ФАКУЛЬТЕТ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ.
Факультет занимается подготовкой профессиональных художников-реставраторов, сочетающих практическую работу с научно-исследовательской и атрибуционной деятельностью.
Факультет выпускает художников-реставраторов темперной живописи и художников-реставраторов станковой масляной живописи по специальности «Живопись».
На факультете обучается 54 студента. Ежегодный набор на факультет реставрации на бюджетной основе составляет 9 человек. Обучение в очной форме продолжается 6 лет. Первый выпуск художников-реставраторов был осуществлен в 1997 году, и за прошедший период было подготовлено более 80 профессиональных реставраторов.
Наши выпускники успешно работают в различных реставрационных мастерских, организациях и музеях, таких как Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Государственном Историческом музее (Москва), Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» (Москва) и др.
Факультет состоит из трех кафедр:
- Кафедра реставрации темперной живописи;
- Кафедра реставрации станковой масляной живописи;
- Кафедра технико-технологических исследований живописи.
Факультет и кафедры возглавляют специалисты, работающие много лет в области реставрации, являющиеся авторами трудов и публикаций, посвящённых методологическим, атрибуционным, технологическим и практическим вопросам по реставрации живописи.
Факультет искусствоведения
В основанной в 1986 году Народным художником СССР Ильей Сергеевичем Глазуновым Академии живописи ваяния и зодчества существует факультет искусствоведения. Тесное взаимодействие студентов-искусствоведов с работающими в Академии живописцами, скульпторами, реставраторами, архитекторами позволяет постигать законы творчества, воспринимать художника, как живого мыслящего мастера, находящегося в постоянном поиске истины, совершенства, красоты и гармонии.
Факультет искусствоведения ориентируется в своей деятельности на концепцию современного гуманитарного образования, утверждающую в сознании студентов взаимосвязь процессов истории искусства с фактами истории России, мировой и народной художественной культурой. Вместе с тем в стенах Академии бережно сохраняются лучшие традиции российского гуманитарного образования. С 2011 года подготовка студентов ведется по направлению «Теория и история изобразительного искусства», бакалавриат.
Приоритетным направлением научного поиска на кафедре является изучение истории отечественного искусства X-XX веков в его взаимосвязи с мировой художественной культурой. Преподаватели и студенты считают себя последователями и преемниками блестящих ученых — Н.П. Кондакова, А.Н. Бенуа, Н.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева и других, являющихся гордостью отечественной науки об искусстве.
Кафедра предлагает студентам к изучению целый спектр теоретических и специальных дисциплин, необходимых как для подготовки искусствоведов, так и для фундаментального образования студентов творческих факультетов. Учебные планы кафедры включают в себя обширные курсы по истории отечественного и зарубежного искусства, художественной теории и критике.
Большое значение придается преподаванию таких дисциплин, как: «Введение в изучение изобразительного искусства», «Описание и анализ памятников изобразительного искусства», «Атрибуция и экспертиза произведений искусства», «Техника и технология произведений искусства».
Занятия, посвященные истории искусства Древнего мира, Византии, европейского Средневековья, Нового и Новейшего времени, проводятся в аудиториях Академии, оснащенных современным оборудованием, а также в залах и фондах столичных музеев.
Студенты старших курсов в своих итоговых дипломных работах нередко вводят в обиход новые и малоизвестные данные, способствующие атрибуции произведений искусства, открытию новых имен, углублению представлений о творчестве мастеров различных эпох и направлений. Выпускники, склонные к научно-исследовательской работе, продолжают образование в аспирантуре Академии, НИИ Российской Академии художеств и других учебных заведениях и научных учреждениях.
Учебно-творческая и музейная практика проходит в крупнейших музеях Санкт-Петербурга, Москвы и Подмосковья, городов Золотого кольца России. В ходе летней учебной практики студенты получают опыт исследования памятников русского зодчества, изучают особенности жилой, дворцовой и храмовой архитектуры, осваивают основы редакционно-издательской работы, участвуют в археологических экспедициях.
Обучение студентов-искусствоведов основано на принципах классического образования — знакомство с русской и мировой историей, философией, древними и новыми языками дополняет широкий спектр специальных дисциплин: «История искусства зарубежного Востока», «Теория и история художественной критики», «История теорий изобразительного искусства» и др.
Профессорско-преподавательский состав факультета искусствоведения представлен ведущими учеными, сотрудниками научно-исследовательских институтов, музеев, что обеспечивает возможность поддержания профессиональных связей с ведущими академическими центрами страны. Важную роль в образовательном процессе играет сотрудничество с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем народов Востока, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Научно-исследовательским институтом теории истории искусств РАХ, Государственным научно-исследовательским институтом искусствознания, Государственным научно-исследовательским институтом реставрации, сотрудники которых участвуют в реализации образовательных программ факультета.
Видео: Фильм о Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Контакты РАЖВиЗ Ильи Глазунова
Адрес: корпус 1, Камергерский переулок, 2 корпус 1, Москва, 125009
Телефон: 8 (495) 621-07-02
Добавить комментарий