Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Все больше студентов и выпускников-гнесинцев завоевывало лауреатские звания на конкурсах, выступало на концертных эстрадах по всему миру. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров. В последние годы академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастер-классами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран.
Содержание
История Российской академии музыки имени Гнесиных — РАМ
Предыстория
Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года – именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры этот день отмечается как традиционный праздник гнесинцев – воспитанников учебных заведений всех поколений. Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И. Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (в тот период это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу).
Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые из них – Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов, Е.А. Бекман-Щербина – сами стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.
Главные вехи истории
В марте 1944 года было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 году при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений – институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка – возглавляемый по-прежнему Ел.Ф. Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 году), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в ГМПИ им. Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения. Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваториями. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.
Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский – в их составе работало восемь кафедр. В 1946 году известный хормейстер К.Б. Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель – А.С. Илюхин). В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки (первый заведующий – дирижер Е.А. Акулов) и камерного ансамбля (ее первый заведующий – пианист А.Д. Готлиб), в 1960-х – целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель – С.З. Трубачев), педагогики и методики. В 1966 году на дирижерско-хоровом факультете – опять же впервые – открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х – 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 году, выступила руководитель Северного русского хора Н.К. Мешко), а в 1985 году возникла и кафедра хорового и сольного народного пения, музыкального искусства эстрады (1984, первый заведующий кафедрой – Е.В. Овчинников), звукорежиссуры (1987, основатель – П.К. Кондрашин). Постоянный рост количества студентов и специальностей приводил как к разделению по более узким специализациям больших кафедр, так и к возникновению новых, связанных с открытием новых специализаций для студентов. Эта тенденция началась еще в 1960-х годах и продолжилась в XXI веке.
Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации – все это сделало к рубежу 1980-х – 1990-х годов ГМПИ им. Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 году в Российскую академию музыки имени Гнесиных – впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус.
После установки в Академии нескольких органов в 1998 году был открыт прием органистов (с 2009 года действует и кафедра органа и клавесина под руководством А.В. Фисейского). В новом столетии процесс открытия новых факультетов и кафедр интенсифицировался: возникает продюсерский факультет (вначале отделение менеджмента, инициатор – Д.К. Кирнарская), затем – фольклорный факультет (в 2012 году). Все специальности дирижеров в 2012 году были объединены на дирижерском факультете, при этом возникают новые кафедры: оперно-симфонического дирижирования, национальных инструментов России (первая заведующая – Л.Я. Жук). Новые кафедры были открыты и на историко-теоретико-композиторском факультете: это кафедры музыкальной педагогики и прикладного музыкознания, что было связано с появлением целого ряда новых специальностей.
С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 года работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель – В.И. Харьков, 1958 года, преобразована в 1993 году в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур), физиологии фонации (руководители – Л.Б. Дмитриев и В.Л. Чаплин, 1962 год), музыкально-технических средств обучения (основатель – П.В. Лобанов, 1968 год). В открытой в 1948 году аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации (с 1970 года по исполнительским специальностям действует ассистентура-стажировка). В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первому проректорам по научной работе А.А. Иконникову (1959-70 года) и Ф.Г. Арзаманову (1975-85 года).
По учебному плану ГМПИ им. Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И.Авратинер. В 2002 г. был открыт новый филиал Академии – в Ханты-Мансийске.
Обучение по многим специальностям музыкантов впервые в нашей стране появилось именно в Гнесинских учебных заведениях. В 1932 году впервые открыт класс детского сочинения в Детской школе-семилетке. Вскоре в Училище открыто отделение музыкальных работников радиовещания (работало до 1939 года). В 1948 году создан факультет народных инструментов в ГМПИ им. Гнесиных с обучением на баяне, балалайке, домре и дирижированию оркестром народных инструментов. В 1961 году в училище появилось отделение музыкальной комедии, позже называлось «артистов музыкального театра» (работало до 2000 года). В 1966 году – отделение дирижеров народного хора. В 1973 году – класс саксофона в институте и эстрадно-джазовое отделение в училище (с 1994 года стало самостоятельным училищем). В 1973-1977 гг. в училище также было обучение по специальности «артист кукольного театра», а в 1978-1983 – «артист цыганского театра». В 1978 году в вузе создано «Экспериментальное отделение сольного народного пения» (ныне – сольного народного пения в составе фольклорного факультета). С 1980 года работает класс гитары. В 1984 году открыто отделение музыкального искусства эстрады в институте (специализации – инструментальное джазовое исполнительство и эстрадного пения), с 2008 года – факультет. С 1986 года появилось обучение на гуслях. В 1987 году создано отделение музыкальной звукорежиссуры. С 1998 года ведется обучение на органе как основной специальности (без совмещения с другими). Отделение музыкального менеджмента создано в 2000 году, в 2005 году преобразовано в продюсерский факультет. В 2012 году открыты специализации «музыкальная журналистика», «этномузыкология» на отделении музыковедения.
Факультеты в РАМ имени Гнесиных
Фортепианный факультет
Кафедры:
- Кафедра специального фортепиано №1
- Кафедра специального фортепиано №2
- Кафедра органа и клавесина
- Кафедра концертмейстерской подготовки
Оркестровый факультет
Кафедры:
- Кафедра скрипки и альта
- Кафедра виолончели, контрабаса и арфы
- Кафедра деревянных духовых инструментов
- Кафедра медных духовых инструментов
- Кафедра ударных инструментов
Факультет народных инструментов
Кафедры:
- Кафедра баяна и аккордеона
- Кафедра струнных народных инструментов
О факультете:
Знаменательным событием в истории народно-инструментального искусства стало создание в 1948 году в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных первых в республике факультета и кафедры народных инструментов. Основателем и руководителем их (до 1963 года) был высокообразованный музыкант, исполнитель, дирижер, активный пропагандист и последователь великого музыкально-просветительского дела В.В. Андреева, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Илюхин.
Перед коллективом кафедры стояли сложные творческие задачи. Стремительно развивающемуся народно-инструментальному исполнительству и постоянно расширяющейся системе начального, среднего и высшего музыкального образования нужны были многие сотни высококвалифицированных педагогов, исполнителей, организаторов и дирижеров оркестров и ансамблей, руководителей отделов, кафедр и учебных заведений. К чести педагогов кафедры и ее руководителя ориентация была выбрана правильно – не узкая инструментальная специализация, а широкий, разносторонний профиль подготовки будущих деятелей народно-инструментального искусства. Отсюда и комплексное построение учебного плана факультета, в который наряду с широким циклом специальных предметов вошли музыкально-теоретические и общеобразовательные дисциплины. За сравнительно короткий срок педагогами кафедры были разработаны программы по всем специальным курсам учебного плана, что послужило основой для открытия в 50–60-е годы факультетов народных инструментов в музыкальных вузах многих крупных городов России и других союзных республик. Именно в музыкальные вузы и училища, филармонии и концертные организации, в профессиональные оркестровые коллективы и ансамбли распределялись воспитанники первых выпусков. Так, например, при открытии в 1960 году факультета и кафедры народных инструментов в старейшей в стране Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова ядро кафедры составили выпускники ГМПИ им. Гнесиных – П.И. Говорушко, А.Б. Шалов и И.И. Шитенков (будущие профессора).
Уже в первые годы деятельности факультета творческие успехи его воспитанников были столь велики и многогранны, а общественный резонанс столь значителен, что с полной уверенностью можно было говорить о новом качественном этапе в музыкально-художественной подготовке исполнителей на народных инструментах. Первую золотую медаль и звание лауреата завоевал в 1955 году баянист Ю.Казаков на творческом конкурсе V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве. В 1957 году золотыми призерами на VI Всемирном фестивале в Москве стали: балалаечники А. Тихонов и Н. Некрасов, баянисты А. Беляев, В. Галкин, А. Полетаев, оркестр народных инструментов под руководством С.С. Сахарова. В последующие годы творческие успехи выпускников-гнесинцев были еще значительнее. За всемирными фестивалями последовали всероссийские, всесоюзные и международные конкурсы: «Кубок мира», «Дни гармоники», «Гран При», «Трофей мира», «Фогтландские дни музыки» и др. Многие десятки воспитанников факультета стали победителями и призёрами этих престижных творческих соревнований, которые, безусловно, способствовали широкой пропаганде достижений народно-инструментального искусства и его дальнейшему прогрессу. Успехи воспитанников заслуженно разделяли ведущие педагоги кафедры – А.С. Илюхин, Н.Я. Чайкин, А.Е. Онегин, С.М. Колобков, А.А. Сурков, П.И. Нечепоренко. Вместе с творческими достижениями рос и авторитет института в нашей стране и за рубежом как ведущей школы народно-инструментального искусства.
Начиная с первых выпусков, кафедра народных инструментов института, как правило, пополнялась за счет наиболее талантливых, активных и отлично подготовленных воспитанников факультета. В 1953 году для работы на кафедре были приглашены первые выпускники факультета – С.М. Колобков, А.А. Сурков, М.Ф. Рожков, А.Я. Александров.
Почетные звания заслуженных артистов, деятелей искусств и работников культуры России присвоены свыше 120 воспитанникам факультета, многие десятки из них отмечены учёными званиями профессоров и доцентов.
Более 300 музыкантов-народников гнесинского вуза завоевали звания лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов.
Наряду с заведующими кафедрами значительный вклад в организацию учебного и творческого процесса на факультета внесли деканы: О.М. Агарков (1954-1962), Н.И. Квитко (1962-1966), В.С. Попов (1966-1969), В.В. Суханов (1969-1971), Л.А. Попова (1971-1987), В.А. Мунтян (1987-1990), Б.М. Егоров (1990-2011).
С 1 июля 2011 года деканом факультета народных инструментов назначен Василий Васильевич Васильев — доцент, кандидат искусствоведения.
Вокальный факультет
Кафедры:
- Кафедра сольного пения №1
- Кафедра сольного пения №2
Дирижерский факультет
Кафедры:
- Кафедра хорового дирижирования
- Кафедра оперно-симфонического дирижирования
- Кафедра оркестрового дирижирования для исполнительских специальностей
Факультет фольклорного искусства и продюсерства
Кафедры:
- Кафедра продюсерства и менеджмента исполнительских искусств
- Кафедра хорового и сольного народного пения
- Кафедра национальных инструментов народов России
Историко-теоретико-композиторский факультет
Кафедры:
- Кафедра аналитического музыкознания
- Кафедра теории музыки
- Кафедра истории музыки
- Кафедра композиции и инструментовки
- Кафедра компьютерной музыки
- Кафедра музыкальной звукорежиссуры
- Кафедра музыкально-прикладного искусства
- Кафедра музыкальной педагогики
Факультет музыкального искусства эстрады
Кафедры:
- Кафедра инструментального джазового исполнительства
- Кафедра эстрадно-джазового пения
Видео: Российская академия музыки имени Гнесиных
Контакты РАМ имени Гнесиных, адрес на карте
Адрес: 121069 город Москва, улица Поварская, дом 30/36
Контактный телефон: +7 495 691-15-54
Контактный e-mail: mailbox@gnesin-academy.ru
Факс: +7 495 691-15-54
Добавить комментарий