Со времени образования в консерватории большое внимание уделяется не только узкопрофессиональным предметам, но и музыкально-теоретической и гуманитарной подготовке. Обязательными являются история музыки, сольфеджио, теория музыки, гармония, полифония, инструментовка, музыкальная форма, а также история культуры и искусства, иностранные языки, философия, экономика и другие дисциплины.
Содержание
История Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Предыстория
В 1766 году будущий участок Консерватории купила княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), впоследствии — президент Академии наук и Российской академии. Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Его автором был В. И. Баженов, проект которого корректировала сама хозяйка. В конце жизни она проводила здесь зимы.
В 1810 году здание унаследовал племянник, граф Михаил Семёнович Воронцов, будущий герой войны, участник Бородинского сражения, затем губернатор Новороссии и Бессарабии, наместник Кавказа. Он сдавал дом в аренду. В 1812 году дом горел, восстановлен к 1824 году.
Учреждение консерватории
Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц, капельмейстер Большого театра, но идея не нашла поддержки. Спустя 11 лет, в 1830 году, ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции».
Значительно позже, в 1860 году, Н.Г. Рубинштейн, совместно с В.А. Кологривовым, организовал в Москве музыкальные классы Московского отделения Императорского русского музыкального общества. Соучредителем Рубинштейна был князь Николай Петрович Трубецкой, председатель московского отделения Русского музыкального общества (1863—1876). Первоначально занятия музыкальных классов проходили на квартире Н.Г. Рубинштейна (жившего на Садовой улице, в доме Волоцкого). Прежде всего были организованы занятия по хоровому пению (К.К. Альбрехт) и элементарной теории музыки (Э.Л. Лангер, затем — Н.Г. Рубинштейн и Н.Д. Кашкин); с осени 1863 года, когда большинство классов переехало по новому адресу местожительства Н.Г. Рубинштейна (Мясной переулок, дом Буркина), стали преподаваться сольное пение (Б.О. Вальзек и А.Р. Осберг) и игра на различных инструментах: скрипка (К.А. Кламрот и В.В. Безекирский), фортепиано (Н.Г. Рубинштейн, Э.Л. Лангер и Н.Д. Кашкин), виолончель (К.Ф. Эзер), флейта (Ф.Ф. Бюхнер), труба (Ф.Б. Рихтер). В 1864 году численность учеников превысила двести человек, и РМО арендовало дом Воейковой на Моховой улице, где разместилась и квартира Рубинштейна. В 1866 году появились преподаватели Л.Ф. Минкус (скрипка), Ю. Венявский и А. Доор (фортепиано), П.И. Чайковский (элементарная теория музыки).
В 1862 году была создана консерватория в Санкт-Петербурге, и возникла потребность в высшем музыкальном учебном заведении в Москве. Уже в отчёте Русского музыкального общества за 1863 / 1864 год упоминался концерт, организованный «в пользу имеющей открыться в Москве консерватории».
Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н.Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой.
Консерватория
Высочайшее соизволение на открытие московской консерватории, по ходатайству Августейшей Покровительницы Общества, Великой Княгини Елены Павловны, последовало 24 декабря 1865 года. Директором её в феврале 1866 года был утверждён Н.Г. Рубинштейн. Инспектором консерватории был назначен К.К. Альбрехт. Ко дню открытия консерватории был арендован дом на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот, в доме баронессы Черкасовой. Дом не сохранился. В 1941 году во время воздушного налёта на Москву это здание было разрушено бомбой. В 1871 году Московская консерватория арендовала дом Дашковой, а в 1878 году купила его за 185 тысяч рублей.
Финансирование Консерватории осуществлялось за счёт доходов Русского музыкального общества от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет, затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным.
В первые годы существования консерватории уровень требований для поступающих в неё был по необходимости очень низкий, только учившиеся раньше в классах музыкального Общества имели некоторую теоретическую подготовку, все остальные должны были начинать теорию музыки с элементарного курса, в который зачислялись все поступающие в консерватории без различия степени их подготовки по игре на каком-либо инструменте, главным образом, конечно, на фортепиано. В первом 1866 / 1867 учебном году в профессорских (старших) классах было 38 учеников на фортепиано; в младших классах (классах адъюнктов) было 43. В мае 1867 года состоялись общие экзамены, на основании которых учащиеся были распределены по курсам.
В 1899 году был приглашён итальянский певец, композитор и педагог У.А. Мазетти, который поднял сольное пение на высочайший уровень, творчески объединив всё лучшее итальянской и русской школы.
Арендованное для консерватории здание очень скоро, из-за постоянно возраставшего количества учащихся, стало недостаточным, и летом 1877 года дом князя М.С. Воронцова на Никитской улице был окончательно приобретён в собственность Московского отделения Русского музыкального общества. Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло учебные потребности консерватории, но к концу этого периода снова стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло (в 1868—1869 учебном году было 184 учащихся, а в 1893—1894 году — уже 430). Кроме того, стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Однако старое здание было заложено в Московском городском кредитном обществе, и был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В.П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания, и 27 июня 1895 года была совершена торжественная закладка нового здания консерватории. В 1898 году консерватория уже начала свои занятия в новых классных помещениях, а 25 октября того же года был освящён и открыт Малый зал. Работы по устройству и отделке Большого зала были закончены только к 1901 году, и 7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие зала.
В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927—1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929—1935). Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. В 1931—1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона»; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; в конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены.
В 1935 году на базе Военно-капельмейстерской кафедры консерватории в соответствии с приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР и Народного Комиссара просвещения РСФСР № 183 от 28 ноября 1935 года был создан Военно-дирижёрский факультет. На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов. В 2000-х годах этот факультет был переведён из подчинения МГК им. П.И. Чайковского в подчинение Академии Генштаба ВС России.
7 мая 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории присвоено имя П.И. Чайковского и учреждены стипендии имени П.И. Чайковского для особо одарённых студентов композиторского факультета.
В 1954 году перед Большим залом консерватории был открыт памятник П.И. Чайковскому.
18 марта 1958 года в консерватории состоялось открытие Первого Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Факультеты в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Фортепианный факультет
Глубокие творческие традиции, заложенные еще Николаем Григорьевичем Рубинштейном, стали фундаментом блестящего развития фортепианной школы Московской консерватории. Имена С.И. Танеева и В.И. Сафонова, С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина, имена многих и многих великих музыкантов, выпускников и педагогов фортепианных классов, а с середины 30-х годов XX века – фортепианного факультета Московской консерватории вписаны в историю русской и мировой музыкальной культуры.
На протяжении многих десятилетий на факультете продолжается взаимодействие разных творческих направлений, фортепианных школ, сложившихся в «золотую эпоху» А.Б. Гольденвейзера, К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза и С.Е. Фейнберга, возглавлявших четыре кафедры. Традиции великих мастеров продолжали развиваться на кафедрах, которыми руководили Н.П. Емельянова, Я.И. Зак, Л.Н. Оборин, Я.В. Флиер, а позднее – Л.Н. Власенко, Е.В. Малинин, В.К. Мержанов, Т.П. Николаева.
В 1994 году произошло слияние четырех кафедр в одну, в разные годы ее руководителями были С.Л. Доренский, В.К. Мержанов, Л.В. Рощина. В 2007 году на факультете вновь были образованы четыре кафедры, которые возглавили выдающиеся музыканты, профессора М.С. Воскресенский, В.В. Горностаева, С.Л. Доренский, В.К. Мержанов. В состав факультета входит также кафедра органа и клавесина под руководством профессора Н.Н. Ведерниковой (Гуреевой).
На кафедрах сохраняются и развиваются традиции фортепианной и органной школ московской консерватории, в том числе одна из основополагающих – сочетание педагогической и исполнительской деятельности. Педагоги факультета выступают в концертных залах России и многих стран мира, проводят мастер-классы, работают в жюри международных конкурсов.
Факультет – творческое содружество нескольких поколений, выдающиеся мастера передают свой опыт молодым педагогам и ассистентам, которые имеют возможность проходить высшую школу педагогического и исполнительского мастерства.
Ежегодно десятки воспитанников фортепианного факультета становятся победителями и лауреатами международных конкурсов, молодые пианисты играют сольные концерты, выступают с оркестрами и в ансамблях, работают концертмейстерами в классах, филармониях, театрах. Десятки зарубежных студентов занимаются в фортепианных классах Московской консерватории, выпускники ее фортепианного факультета преподают в консерваториях и университетах многих стран мира.
Оркестровый факультет
Оркестровый факультет — самый многочисленный по числу студентов и педагогов в Московской консерватории. Его выпускники успешно работают в именитых российских и зарубежных симфонических и камерных коллективах, выступают с сольными концертами на лучших концертных площадках мира, уверенно завоевывают лауреатские звания на самых престижных национальных и международных конкурсах.
В составе факультета четыре кафедры скрипки, кафедра альта, кафедра виолончели и контрабаса, кафедра деревянных духовых и ударных инструментов, кафедра медных духовых инструментов и класс арфы. Каждая из них — уникальный педагогический и творческий коллектив, развивающий художественные традиции исполнительской школы Московской консерватории.
На разных этапах истории факультета его возглавляли профессора С.Н. Ерёмин, С.М. Козолупов, А.Г. Григорян, Т.А. Гайдамович, Р.Р. Давидян, С.И. Кравченко. С декабря 2001 года деканом оркестрового факультета является профессор В.М. Иванов.
Вокальный факультет
Вокальный факультет объединяет кафедры сольного пения и оперной подготовки, работающие в самом тесном сотрудничестве. Общая задача факультета — воспитание высококвалифицированных и творчески активных оперных артистов.
На протяжении нескольких десятилетий (с середины ХХ века) факультет возглавлял выдающийся педагог, профессор кафедры сольного пения Г.И. Тиц. В настоящее время деканом вокального факультета и заведующим кафедрой сольного пения является народный артист РФ, лауреат международных конкурсов профессор П.И. Скусниченко.
Историко-теоретический факультет
Московская консерватория — один из ведущих центров музыковедческого образования и фундаментальных исследований в России и за ее пределами. Имена многих ученых, в разные годы работавших в консерватории, стали синонимами научных школ и направлений. Достаточно назвать С.И. Танеева, Б.Л. Яворского, Н.А. Гарбузова, М.В. Иванова-Борецкого, И.В. Способина, С.С. Скребкова, Л.А. Мазеля, В.А. Цуккермана, В.В. Протопопова, Ю.Н. Холопова, Р.И. Грубера и др. Блестящие педагоги и ученые внесли огромный вклад в музыкальную культуру, воспитали не одно поколение учеников. Присутствие в стенах консерватории выдающихся музыкальных ученых создает особую атмосферу и привносит в консерваторскую жизнь стиль университетского образования.
На факультете свято хранятся традиции, развиваются научные идеи, которые волновали исследователей и в предыдущие десятилетия. Преемственность запечатлена в учебных планах музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, в программах, в приоритетных направлениях музыковедческой науки. В то же время коллективы кафедр историко-теоретического факультета открыты для новых и новейших направлений исследований, отвечающих современным реалиям развития музыкального искусства.
Композиторский факультет
Композиторский факультет Московской консерватории включает в себя три кафедры: кафедру сочинения, кафедру инструментовки (основаны на композиторском факультете в 1932 году) и кафедру современного хорового исполнительского искусства (основана на композиторском факультете в 2011 году).
С первых лет классам сочинения в консерватории уделялось особое внимание. Профессорами классов сочинения нередко были выдающиеся композиторы, гении мирового масштаба. Стоит лишь упомянуть, что у истоков московской композиторской школы стоял П.И. Чайковский, более десяти лет преподававший в Московской консерватории.
Подготовка композиторов осуществлялась в классах сочинения с начала основания Московской консерватории. Система профессионального образования композиторов складывалась с учетом самого ценного опыта западноевропейских композиторских школ и на бережно сохраняемой национальной основе. Пожалуй, это и есть главная традиция композиторской школы Московской консерватории. Благодаря профессорам и воспитанникам классов сочинения уже в первые десятилетия своего существования консерватория стала одним из важных центров мировой музыкальной культуры. Здесь проходило становление выдающихся фигур мировой и русской национальной музыкальной культуры: С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, В.П. Задерацкого, Н.К. Метнера и Р.М. Глиэра, последний стал одним из первых учителей для Н.Я. Мясковского и С.С. Прокофьева.
История композиторского факультета восходит к 1920 году, когда в Московской консерватории были созданы пять факультетов, и в их числе — композиторско-теоретический, который после структурных изменений в 1925 году стал называться научно-композиторским. В научно-композиторский факультет входили два отделения: композиторское и научно-музыкальное (со специальностями историко-социологической, теоретической, физико-акустической и методико-педагогической). В 1936 году, когда в консерватории устанавливается структура из 8 факультетов, в их число вошел самостоятельный композиторский факультет. Первыми деканами его были Г.И. Литинский (до 1937) и Н.П. Иванов-Радкевич (1938–39).
В декабре 1942 года структура Московской консерватории вновь изменилась: историко-теоретический и композиторский факультеты объединились в теоретико-композиторский факультет (деканом стал Н.Я. Мясковский). В 1943 году при факультете был открыт методический кабинет. После Н.Я. Мясковского объединенный теоретико-композиторский факультет возглавлял И.В. Способин (до 1948 года). С осени 1945 года на факультете был открыт класс оперно-симфонического дирижирования. Далее факультет возглавляли С.С. Богатырёв (1949–59), Ф.Ф. Мюллер (1959–80), В.В. Задерацкий (1981–88), В.В. Медушевский (1988–90), И.К. Кузнецов (1991–96).
В 1997 году произошло разделение теоретико-композиторского факультета на историко-теоретический факультет и композиторский факультет, деканом последнего стал В.Г. Агафонников. В основе этого разделения и автономизации композиторского факультета была идея разграничения двух разных специальностей: композитора и музыковеда. C 2001 года деканом композиторского факультета является профессор А.А. Кобляков. В 2011 году по инициативе профессора Б.Г. Тевлина и по решению ректора, профессора А.С. Соколова на композиторском факультете основана кафедра современного хорового исполнительского искусства.
Ныне на факультете обучается свыше 100 студентов; окончившим композиторский факультет по кафедре сочинения присваиваются квалификации «композитор» и «преподаватель», по кафедре современного хорового исполнительского искусства — «дирижер», «хормейстер академического хора», «преподаватель». Многие воспитанники факультета — лауреаты международных и всероссийских конкурсов. В 2000 году был образован Совет факультета, куда входят представители кафедр с полномочиями быстрого и эффективного решения насущных проблем. Внеучебные функции факультета включают в себя концертную и просветительскую деятельность, а также научную и методическую. На композиторском факультете также существуют курсы повышения квалификации.
На всех кафедрах композиторского факультета преподают высокоталантливые музыканты, передающие ученикам традиции своих учителей; почти все педагоги кафедр сочинения и инструментовки являются членами Союза композиторов России. Факультет пользуется заслуженной популярностью у российских и зарубежных студентов, которым открываются здесь широкие возможности для реализации творческих планов и творческого роста. Внимание к творческой индивидуальности, глубокие профессиональные знания и широкая музыкально-энциклопедическая образованность — вот три принципа воспитания композиторской молодежи, которые являются традиционными для факультета.
Сегодня композиторский факультет развивает не только классические традиции, но и новейшие течения мировой музыки. Значительно расширился круг изучаемых студентами дисциплин, среди которых курс электронной и компьютерной музыки, современные композиторские и исполнительские техники, курс современного музыкального театра (оперного и балетного), основы дирижирования, инструментовка для оркестра русских народных инструментов и духового оркестра, основы медиамузыки и другие. Помимо обязательного курса фортепиано, будущие композиторы могут заниматься на органе, клавесине, а также на народных восточных инструментах. На факультете регулярно организуются мастер-классы крупнейших композиторов мира.
Творческая деятельность — важная составляющая работы композиторского факультета. Создаются новые произведения, педагоги выступают с исполнением новых сочинений (своих и своих коллег) в России и за рубежом. Отсюда и постоянное сотрудничество факультета с различными музыкальными коллективами, в числе которых Камерный оркестр Московской консерватории, Симфонический оркестр Московской консерватории, Ансамбль солистов «Студия новой музыки», Камерный хор Московской консерватории, Хор студентов Московской консерватории, Оперный театр Московской консерватории, Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Ф. Светланова, Центральный военный симфонический оркестр Министерства обороны РФ, Московский камерный оркестр «Времена года», Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра и др.
Композиторский факультет связывают тесные творческие контакты с другими факультетами и подразделениями Московской консерватории, в первую очередь с историко-теоретическим факультетом: это совместное рецензирование рефератов композиторов-аспирантов (ассистентов-стажеров), тезисов, статей участников научных конференций, педагогическая деятельность в области истории музыки и инструментовки, совместное участие в конференциях, конкурсах и фестивалях (яркий пример — ежегодный Всероссийский конкурс по теории и истории музыки и композиции им. Ю.Н. Холопова (c 2007 года).
Композиторский факультет тесно контактирует с факультетом симфонического и хорового дирижирования, кафедрой органа и клавесина, кафедрой духовых и ударных инструментов, кафедрой современной музыки. Совместно с вокальным факультетом осуществляется проект постановки (посвященной 150-летию Московской консерватории) в Оперном театре (студии) Московской консерватории лучших одноактных опер студентов и педагогов композиторского факультета. Также тесно факультет взаимодействует с лабораторией звукозаписи Московской консерватории — каждый концерт факультета (как педагогов, так и студентов) записывается в фонды Московской консерватории. Были выпущены авторские компакт-диски педагогов композиторского факультета разных лет: А.А. Николаева (2003), В.Г. Кикты (2003), Э.В. Денисова (2009), Е.К. Голубева (2012), Л.Б. Бобылёва (2013), Ю.В. Воронцова (2013), Р.С. Леденёва (2013), Д.Д. Шостаковича (2013), Т.Н. Хренникова и его учеников (2015) и др., а также компакт-диски «Органная музыка московских композиторов — педагогов Московской консерватории: от истоков до современности. Антология (I, II)» (2008, 2009, совместно с кафедрой органа и клавесина) и «Полифоническая музыка композиторов-профессоров Московской консерватории» (2009).
На факультете развернута научная работа. Педагоги разрабатывают методические программы, публикуют статьи и монографии, хрестоматии, участвуют в научных конференциях как в России, так и за рубежом. Большое внимание композиторский факультет уделяет сотрудничеству с Академией наук РФ, с естественно-научными вузами. При декане А.А. Коблякове в педагогической жизни факультета усилился интерес к междисциплинарному знанию. По инициативе А.А. Коблякова в 2002 году был открыт Центр электронной музыки «Консонанс» (с 2006 года — Научно-творческий центр электроакустической музыки), в 2012 году был создан Научно-творческий центр междисциплинарных исследований музыкального творчества (научный руководитель — А.А. Кобляков), а с 2014 года им читается авторский курс «Общая теория творчества» для композиторов-аспирантов (ассистентов-стажеров). Под эгидой Научно-творческого центра междисциплинарных исследований музыкального творчества и композиторского факультета в Московской консерватории были проведены две международные конференции «Музыка — Математика — Естествознание», c 2012 года действует ежемесячный межвузовский семинар «Музыка и наука».
С 2013 года композиторский факультет осуществляет проект «Живая история консерватории», в рамках которого у ныне здравствующих корифеев отечественной культуры и науки берутся видео-интервью с целью сохранения и распространения (в открытом доступе интернет-пространства) воспоминаний о Московской консерватории наших современников. Эти сведения дополнят страницы учебных материалов и помогут зафиксировать уникальную информацию об ушедшей эпохе. Проект инициирован и воплощается педагогами кафедры сочинения Г.Г. Амосовым и А.В. Комиссаренко.
Композиторский факультет участвует в организации конкурсов, ставших уже традиционными: Всероссийском конкурсе молодых композиторов на лучшее сочинение для органа (совместно с кафедрой органа и клавесина, с 2002), Международном конкурсе композиторов в рамках Международного конкурса духовиков (совместно с кафедрой духовых и ударных инструментов, с 2008), Всероссийском конкурсе по теории и истории музыки и композиции им. Ю.Н. Холопова (совместно с историко-теоретическим факультетом, с 2007). С 2009 года по инициативе факультета стал регулярно проводиться Международный конкурс молодых композиторов им. Н.Я. Мясковского; в 2014 году учрежден Международный конкурс хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина.
Факультет исторического и современного исполнительского искусства
Один из самых молодых в консерватории факультетов образовался в 1997 году. Это событие — закономерный ответ на актуальные запросы многоликой современной музыкальной культуры и одновременно воплощение чаяний основоположников Московской консерватории, мечтавших о создании подлинного «музыкального университета». Изучение на практике исполнения старинной музыки входит сегодня в образовательные программы ведущих учебных заведений всего мира. Московская консерватория первая в стране стала готовить специалистов в области исторического исполнительства. Факультет был создан по инициативе музыкантов с мировой известностью — пианиста А. Любимова и виолончелистки Н. Гутман. Это единственный в консерватории универсальный исполнительский факультет, объединяющий десять различных специальностей: фортепиано, клавесин, скрипку, альт, виолончель, флейту, гобой, кларнет, трубу, ансамбль ударных инструментов.
Особенностью образовательной модели факультета является сочетание академических учебных программ для инструменталистов и специализированных курсов по изучению исторических инструментов (клавесина, клавикорда, клавиров разного времени, барочной флейты, натуральной трубы, барочного гобоя, классического кларнета, струнных инструментов эпохи барокко и классицизма). Факультет располагает уникальной возможностью обеспечения студентов редчайшими нотными материалами и теоретическими трудами, в том числе факсимильными копиями произведений и трактатов XVII — XVIII веков, отсутствующими в отечественных библиотечных фондах, а также историческим инструментарием.
Наряду с изучением музыкальной практики и исполнительских традиций старинной музыки, студенты активно осваивают и новейшую музыку, ведь главная задача факультета — воспитание многосторонне образованных музыкантов, свободно владеющих всеми стилями в истории музыки: от XVII века до современности.
Факультет состоит из двух кафедр: кафедра клавишных инструментов и кафедра струнных, духовых и ударных инструментов.
Факультет повышения квалификации
Факультет повышения квалификации осуществляет функцию дополнительного послевузовского образования в области повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, дополнительного образования, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 26 апреля 2012 года (регистрационный № 2828, серия ААА № 002956).
На ФПК Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского принимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Таджикистан и Кыргызской Республики.
На ФПК могут заниматься преподаватели — музыканты, имеющие высшее профессиональное образование и преподающие в вузах и средних учебных заведениях, а также артисты оперных театров и концертных организаций. Слушателями ФПК могут быть педагоги и сотрудники Московской консерватории. Штатные преподаватели Московской консерватории имеют право повышения квалификации на ФПК бесплатно.
Факультет повышения квалификации (ФПК) был образован в Московской консерватории в 1972 году по инициативе профессора Е.В. Назайкинского.
С 2001 деканом факультета является И.А. Скворцова.
Занятия на ФПК — платные. Стоимость утверждается Учёным советом Московской консерватории. Возможны изменения стоимости.
Иногородним слушателям авторских курсов ФПК предоставляется общежитие.
Форма обучения — очная.
Зачисление на ФПК оформляется приказом и осуществляется на основе двустороннего договора на оказание платных образовательных услуг, заключаемого с обучающимся, (или) физическим лицом и юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на факультет.
По окончании ФПК слушателям выдается документ установленного образца.
Слушатели ФПК имеют право пользоваться Научной музыкальной библиотекой им. С.И. Танеева (пользование читальным залом — платное) и Лабораторией звукозаписи.
На ФПК существуют три основные формы работы:
- двухнедельные авторские курсы, разработанные педагогами Московской консерватории;
- стажировка по специальности у преподавателей Московской консерватории;
- двухгодичная профессиональная переподготовка.
Факультет симфонического и хорового дирижирования
В 2001 году в консерватории образован дирижерский факультет, главной задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов. Это событие — итог многократных структурных преобразований, объединений и разделений, которым подверглись кафедры оперно-симфонического и хорового дирижирования, вошедшие в состав нового факультета. Впрочем, в конце 1940-х — начале 1950-х годов в консерватории уже был дирижерский факультет, с дирижерско-хоровым и оперно-симфоническим отделениями, просуществовавший всего пять лет. Однако при всех поворотах исторической судьбы факультета в консерватории все же удавалось сохранить главное — высокий профессиональный уровень хорового дела и подготовки дирижеров-симфонистов.
Контакты МГК, адрес на карте
Адрес: Большая Никитская улица, 13/6, Москва, 125009
E-mail:
Канцелярия: ur.vsnocsom@tnemucod
Ректорат: ur.vsnocsom@tarotcer
Добавить комментарий