Уральская консерватория — старейший музыкальный вуз Урала и Сибири — является творческим и научно-методическим центром обширного региона, осуществляя широкомасштабную концертную деятельность и подготовку высокопрофессиональных музыкантов (исполнителей, педагогов всех звеньев, композиторов, исследователей, методистов), успешно работающих в различных областях музыкальной культуры.
Содержание
История учебного заведения — Уральская государственная консерватория им. Мусоргского — УГК
Уральская консерватория была основана в 1934 году и стала первым музыкальным вузом на всей территории СССР восточнее Поволжья. Выбор города для новой консерватории был обусловлен статусом Екатеринбурга, из уездного города превращённого в столицу Большого Урала (с 1924 года – Свердловск), и наличием музыкального училища, открытого в 1916 году на базе классов Императорского русского музыкального общества. Для консерватории было выделено одно из красивейших и самых примечательных зданий в центре города – памятник архитектуры, первый каменный дом Екатеринбурга постройки 1730-х годов, реконструированный в классицистском стиле в 1830-е по проекту архитектора М.П. Малахова. В 1967 году консерватория обрела пристрой, благодаря чему появились внутренний дворик и Большой концертный зал – в дополнение к концертному залу в исторической части здания, ныне Малому залу имени С.С. Прокофьева, выступавшего здесь в 1935 году.
В 1939 году консерватории было присвоено имя М.П. Мусоргского, к столетию со дня рождения великого русского композитора. В том же году состоялся первый выпуск, и лучшие выпускники стали преподавателями вуза. В их числе был композитор Б.Д. Гибалин – один из будущих ректоров УГК. С 1945 года Свердловская консерватория, в силу ее значимости для всего региона, стала называться Уральской. В 2008 году ей был присвоен статус академии.
У истоков консерватории стояли крупные музыканты. Европейские корни уральского вуза восходят к музыкально-учебным заведениям дореволюционной России, в её педагогический состав вошли представители консерваторий Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Тбилиси, Московского музыкально-драматического и Синодального училищ, Придворной певческой капеллы. Позднее выпускники столичных вузов советского времени приезжали сюда по обязательному для тех лет распределению. Московская консерватория даже получила официальное задание «шефствовать» над молодым вузом и обеспечивать его кадровый состав. Созвездие блистательных имён было поразительно для далекого региона! Все эти музыканты, прежде всего, и стали основателями исполнительских и творческих школ, которыми в последующий период славилась Уральская консерватория. Среди основателей консерватории – композиторы М.П. Фролов (первый ректор консерватории) и В.Н. Трамбицкий (основоположник уральской музыкально-теоретической школы).
В год открытия консерватории был объявлен приём на фортепианное, оркестровое (струнное и духовое) и вокальное отделения. В 1935 году к ним добавились отделения композиции и музыкального воспитания, в 1936 – историко-теоретическое отделение (в 1938 была учреждена кафедра теории, истории музыки и композиции). В 1939 году на базе оперного класса была образована кафедра оперной подготовки. В 1943 – в тот же год, когда в городе были созданы хоровая капелла Свердловской филармонии и Уральский русский народный хор, – в консерватории появилась кафедра хорового дирижирования. Остальные кафедры УГК образовывались после войны, и самой молодой из них является кафедра музыкальной звукорежиссуры (1993 год).
Мощная «подпитка» в развитии Уральской консерватории связана с военными годами. 1940-е принесли огромные трудности, но, в связи с эвакуацией, временно собрали в УГК группу ярких музыкантов: в Свердловск были эвакуированы частично Московская, Ленинградская консерватории и – полностью – Киевская. Вследствие этого в вузе вели занятия такие известнейшие музыканты, высококвалифицированные педагоги, как композиторы Р.М. Глиэр, В.Я. Шебалин, Д.Б. Кабалевский, музыковеды Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, М.С. Друскин, М.С. Пекелис, Д.В. Житомирский, Т.Э. Цытович, музыковед и пианист Г.М. Коган, композитор и пианист М.А. Гозенпуд, пианисты М.И. Гринберг, Н.И. Голубовская, Н.Н. Позняковская, дирижеры А.Б. Хессин и Н.С. Рабинович, специалист по народным инструментам М.М. Гелис и другие. В Свердловске с начала войны до самой своей кончины в 1944 году работал знаменитый одесский педагог, глава прославленной скрипичной школы П.С. Столярский. С концертами выступали замечательный пианист Э.Г. Гилельс, блистательный скрипач Д.Ф. Ойстрах, которые не только давали концерты, но и встречались со студентами. Всё это способствовало формированию в молодом вузе высоких критериев профессиональной деятельности и наращиванию его потенциала, укреплению фундамента высоких академических традиций. Так на Урале соединялись и плодотворно развивались традиции различных отечественных музыкально-исполнительских и научных школ.
На сегодняшний день музыкальное образование в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского осуществляется на 16 кафедрах в форме бакалавриата, специалитета, аспирантуры и ассистентуры-стажировки. Гордостью консерватории является её преподавательский состав: около ста специалистов (примерно 90 % от общего состава) имеют учёные звания профессоров и доцентов, учёные степени докторов (6) и кандидатов наук (26), почётных званий народных и заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных работников культуры удостоены 53 музыканта.
Уральская консерватория, занимающая уникальное место в центре Евразии, сыграла весомую роль в становлении музыкальной культуры как российских областей Урало-Сибирского региона, так и ряда республик, где трудились и трудятся, нередко занимая руководящие должности, выпускники УГК. Беспрецедентно было значение УГК по подготовке музыкантов автономных национальных республик (в 1944 году в консерватории открылось национальное отделение, на которое были приняты студенты из Якутии, Бурятии, Башкирии), с 1950-х годов ведётся обучение иностранных студентов (прежде всего Монголии, позднее – Южной Кореи, Китая, стран Латинской Америки и др.).
На протяжении своего существования Уральская консерватория всегда оказывала большое влияние на культурную жизнь города, региона, страны (активная концертная и просветительская деятельность, участие в организации и работе хоровых коллективов, народных музыкальных театров и т.д.). В консерватории уделялось и уделяется большое внимание проведению разного уровня фестивалей, конкурсов, научных и методических конференций. Успешно работает Научно-методический центр дополнительного профессионального образования. Педагоги дают мастер-классы, регулярно выезжают с методической помощью в музыкальные учебные заведения региона и за его пределы.
Консерватория во многом обеспечила профессиональными кадрами учебные заведения всех трёх ступеней музыкального образования как в своём городе, области, так и в других областях (Пермь, Челябинск, Курган, Тюмень, Красноярск, Омск и др.). Выпускники УГК составляют костяк симфонического оркестра и хора Свердловской государственной филармонии, екатеринбургских музыкальных театров (Оперного и Музыкальной комедии), работают в оркестрах и оперных театрах страны (включая московские Большой театр, Новую оперу, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Геликон-оперу», а также петербургский Мариинский театр), выступают за рубежом (Метрополитен-опера, Гранд-опера и др.). Молодежный симфонический оркестр Свердловской академической филармонии почти целиком состоит из студентов и выпускников Уральской консерватории, как и Муниципальный оркестр «BACH». Преподаватели и выпускники УГК успешно руководят целым рядом музыкальных объединений.
В консерватории ведется серьёзная научно-исследовательская работа, свидетельством чему – издания фундаментальных монографий, сборников научных статей, защиты диссертаций (кандидатских и докторских). Вуз является соучредителем Объединённого диссертационного совета и специализированного научного журнала «Проблемы музыкальной науки» (из числа рецензируемых ВАК РФ).
Преподаватели и студенты УГК ведут большую концертную работу не только в стенах своего вуза, но и в залах филармоний, музыкальных училищ, ДШИ и ДМШ, школах, детских домах, госпиталях, музеях Екатеринбурга, городов Свердловской области и Уральского федерального округа. Уральская консерватория на систематической основе принимает участие в культурных мероприятиях правительства города и области, Культурно-просветительского центра Екатеринбургской митрополии.
Деятельность коллектива Уральской консерватории высоко оценивается руководством региона. Так, с момента учреждения Губернаторской премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (с 1996 года) лауреатами этой премии стали 70 преподавателей и выпускников УГК (около четверти от общего числа награждённых).
Студенты, аспиранты и преподаватели консерватории с успехом выступают на конкурсах различного ранга, ежегодно лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов становятся не менее ста человек.
Факультеты и кафедры УГК им. Мусоргского
Факультет вокально-хорового искусства, музыковедения, композиции и музыкальной звукорежиссуры
Кафедра композиции
Подготовка композиторских кадров в Уральской консерватории началась с момента ее основания в 1934 году. Существенный вклад в становление композиторской школы на Урале внесли основоположники вуза, композиторы-профессора М.П. Фролов и В.Н. Трамбицкий, а также их ученики — первые выпускники–композиторы Б.Д. Гибалин, впоследствии профессор, ректор Уральской консерватории, Н.М. Хлопков и Н.М. Пузей.
За эти годы выпущено более 120 профессиональных композиторов, получивших достойное признание в СССР, России и за рубежом. Многие удостоены почетных наград и званий. Богатое и разнообразное творчество выпускников разных лет свидетельствует о высокой репутации уральской композиторской школы, истоки которой восходят к классическим традициям петербургской и московской школ. Как вчера, так и сегодня она демонстрирует и своеобразное претворение народных истоков, и верность идеалам высокой духовности, и неустанный творческий поиск.
Кафедра композиции и инструментовки была образована в 1972 году. С первых дней ее возглавил крупнейший музыкант, выдающийся композитор и общественный деятель, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.М. Пузей. Высокий уровень профессиональной подготовки студентов был обеспечен великолепным ансамблем высокопрофессиональных и авторитетных педагогов, представлявших несколько поколений разных композиторских школ и творческих направлений, стремившихся к созданию атмосферы художественного общения, профессионализма и активного творческого поиска.
В 1998 году по инициативе кафедры было открыто композиторское отделение в Средней профессиональной музыкальной школе-лицее при Уральской консерватории.
Выпускники кафедры ведут успешную творческую и педагогическую деятельность в России и за рубежом. Педагоги, аспиранты и студенты кафедры постоянно становятся лауреатами международных и всероссийских конкурсов, демонстрируя высокое профессиональное мастерство и творческий поиск.
Кафедра музыкального театра
Кафедра музыкального театра (оперно–сценической подготовки) является одной из старейших в консерватории. Начав с подготовки исключительно оперных певцов, в настоящее время она дает практическое освоение студентами всего многообразия театральных форм и жанров, в том числе и так называемого легкого жанра — оперетты, мюзикла, музыкальной комедии.
За время существования кафедры сменилось несколько поколений педагогов. Большинство из них были практиками театра, изнутри знавшими его сложнейший механизм. Многие годы на кафедре работали известные театральные дирижеры и режиссеры: А.Э. Маргулян, А.Д. Шморгонер, Б.М. Кушнир, В.Ф. Уткин, Э.И. Красовицкий, Е.В. Манаев, М.Л. Минский, Н.Е. Чунихин, Ю.Н. Федосеев. И сегодня в составе кафедры ведущие дирижеры и режиссеры Екатеринбурга продолжают традиции, заложенные их именитыми предшественниками. В нынешнем составе кафедры главный дирижер Свердловский академического театра музыкальной комедии, заслуженный деятель искусств России, доцент УГК Б.Г. Нодельман; заслуженный деятель искусств РФ профессор Б.Г. Осипов; дирижер Екатеринбургского академического театра оперы и балета, доцент УГК В.М. Бочаров; режиссеры Екатеринбургского оперного театра — доцент УГК П.И. Коблик и старший преподаватель Л.А. Якушев.
Яркие личности возглавляли кафедру за годы ее существования. В 1950–1960-е годы кафедрой руководил известный режиссер Б.М. Кушнир, в 1970-е — И.И. Кожухова, отдававшая кафедре всю свою энергию и заложившая фундамент для создания оперной студии. Много лет кафедру возглавлял замечательный музыкант, дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор В.Ф. Уткин. Народный артист России, профессор Н.Н. Голышев в начале 1990-х успешно совмещал заведование двумя кафедрами: сольного пения и музыкального театра. Немало сил отдали руководству кафедрой заслуженный деятель искусств России, доцент Б.Г. Осипов и заслуженный работник культуры России, доцент УГК С.И. Ключка. Ныне кафедру возглавляет П.И. Коблик.
Основой сценического воспитания поющего актера является подготовка руководителями курсов фрагментов, сцен и отдельных актов из опер, оперетт, мюзиклов. Однако самыми значимыми событиями были и остаются полные спектакли, поставленные в учебном оперном театре: «Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского, «Иоланта» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дочь полка» и «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Комическая дуэль» Д. Паизиелло, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Богема» Дж. Пуччини, «Семен Катко» и «Война и мир» С.С. Прокофьева, «Мавра» И.Ф. Стравинского, «Брачный вексель» Дж. Россини. В 2004 году, после перерыва, оперная студия Уральской консерватории возобновила работу на постоянной основе, отметив свое возрождение вечером, посвященным 165–летней годовщине со дня рождения М.П. Мусоргского.
Кафедра оркестрового дирижирования
В 1954 году замечательный дирижер, создатель и главный дирижер Свердловского симфонического оркестра, лауреат I Всесоюзного конкурса дирижеров (1938) Марк Израилевич Паверман, который ранее уже работал с дирижерами-хоровиками, открыл и возглавил класс подготовки оперно–симфонических дирижеров. Его первыми учениками стали музыканты, уже окончившие консерваторию: выпускник отделения народных инструментов Петр Варивода и выпускник струнной кафедры Нариман Чунихин. М.И. Паверманом была создана первая на Урале программа подготовки дирижеров–симфонистов высокого класса, которая открыла эпоху формирования уральской школы дирижирования.
Сначала этот вид подготовки имел форму творческой лаборатории с «штучными» выпускниками. Однако к концу 1960-х, когда первые выпускники Павермана уже успешно стояли за пультами крупных симфонических оркестров (П.И. Варивода стал главным дирижером Днепропетровского театра оперы и балета, Н.Е. Чунихин — дирижером, затем главным дирижером Свердловского симфонического оркестра), появилась настоятельная потребность в открытии кафедры, причем такой, которая сочетала бы подготовку как оперно–симфонических дирижеров, так и дирижеров оркестра народных инструментов. Поэтому открытая в 1970 году кафедра получила название кафедры оркестрового дирижирования.
После ухода М.И. Павермана из жизни кафедра временно перестала существовать. С начала 2000-х гг. консерватория взяла курс на возрождение (вместе с оперной студией) студенческого симфонического оркестра и кафедры оперно–симфонического (оркестрового) дирижирования. С симфоническим оркестром УГК успешно работали: заслуженный деятель искусств России, профессор В.Б. Завадский, профессор Б.Г. Осипов, заслуженный деятель искусств России А.А. Людмилин. Затем оркестр возглавил маэстро Энхе—дирижер Уральского филармонического оркестра. На базе студенческого оркестра была создана крупная, и уже завоевавшая всероссийскую и международную известность концертная единица—Уральский молодежный симфонический оркестр под руководством Энхе. В сезоне 2009 – 2011 гг с оркестром работал засл. арт.РФ, дирижер Уральского филармонического оркестра А.Ю. Доркин. С 2011 года симфоническим оркестром студентов консерватории руководит выпускник Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского и Московской консерватории им. П.И. Чайковского (кл. профессора, нар. арт. СССР Г.Н. Рождественского) молодой преподаватель кафедры оркестрового дирижирования А.А. Шабуров. Следует отметить, что в 2009 году А.А. Шабуров организовал и возглавил Концертный симфонический оркестр Уральской консерватории, в который вошли молодые артисты творческих коллективов города, аспиранты и студенты консерватории. Наличие двух симфонических оркестров значительно разнообразило и обогатило концертную жизнь вуза. В 2005 году в консерватории вновь открылась кафедра оперно–симфонического дирижирования, которая с 2008 года — по тем же причинам—стала носить название «кафедра оркестрового дирижирования». Возглавил кафедру заслуженный деятель искусств России профессор Б.Г. Осипов. С 2009 года кафедрой заведует лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, профессор УГК В.Л. Карташов. На кафедре работают такие мастера, как заслуженный артист России, доцент В.А. Вишневский, заслуженный деятель искусств России, профессор УГК Б.Г. Нодельман, доцент В.В. Медведев, лауреат Международного конкурса, ст. преп. В.В. Петушков, преподаватель, лауреат премии Губернатора Свердловской области А.А. Шабуров.
Кафедра хорового дирижирования
Кафедра хорового дирижирования в Уральской консерватории была образована в 1943 году, хотя преподавание дирижерско-хоровых дисциплин началось еще с 1938 года, когда в Свердловск приехала выпускница Ленинградской консерватории З.Ф. Ишутина.
С 1976 года по 1990 год заведующим кафедрой была ныне заслуженный деятель искусств РФ, профессор Н.Г. Грошикова. Этот период характеризуется усилением научно-методической работы, созданию новых теоретических курсов, методической работой в зональных музыкальных училищах, развитием послевузовского образования.
Наряду с маститыми уже педагогами активную роль в творческой и педагогической жизни кафедры играют молодые педагоги, которых можно отнести ко второму поколению педагогического состава кафедры – Т.С. Матвеева, Е.Л. Гиммельфарб, Н.А. Никольских, В.С. Давыдова, А.Г. Литвина. Они продолжают и развивают традиции своих учителей, работая с ними бок о бок.
В 1990 году заведующим кафедрой был назначен недавно перешедший на работу в ВУЗ из среднего звена В.Б. Завадский. 90-е годы в жизни нашего государства были годами не простыми. Достаточно сложными были они и для кафедры. Один за другим уходили из жизни представители старшего поколения – те, кто формировал традиции Уральской дирижерской школы. Возникает необходимость привлечения к педагогической работе талантливой молодежи из числа выпускников. Так появляются на кафедре Ю.А. Соснин, Л.В. Ромодина, Н.В. Калашникова, В.Г. Крашенинников, Р.А. Аранбицкий, Р.П. Карабатов, Т.В. Гнускова. Задачей кафедры в это сложное время было сохранить связи с зональными музыкальными училищами. С этой целью были проведены такие широкомасштабные мероприятия, как: I и II Уральский открытый конкурс молодых дирижеров-хормейстеров, Уральские хоровые ассамблеи, посвященные 50-летию со дня основания кафедры, I Областной конкурс молодых дирижеров-хормейстеров и хоровых коллективов музыкальных училищ Свердловской области.
В настоящее время кафедра ведет работу над переходом подготовки специалистов по образовательным стандартам третьего поколения. В 2015 году состоялся первый выпуск специалистов, обучавшихся по программе бакалавриата.
Кафедра музыкальной звукорежиссуры
Кафедра музыкальной звукорежиссуры Уральской консерватории осуществляет подготовку специалистов для студийной и концертной работы в театрах, концертных залах, студиях звукозаписи, телерадиовещательных студиях. Ее организатором в 1993 году и заведующим в течение десяти лет был проректор по учебной работе В.М. Цеханский; сегодня кафедру возглавляет заслуженный деятель искусств РФ, профессор Е.Г. Цигель.
В становлении кафедры большую роль сыграли опытные специалисты-звукорежиссеры, работавшие многие годы в Свердловской телерадиовещательной компании — В.А. Бояршинов, А.А. Иванова, Л.А. Медведев. Ряд педагогов, стоявших у истоков кафедры, продолжают свою деятельность и сегодня: это кандидат технических наук, доцент Л.С. Рубин, доцент Т.В. Комарова. В последние годы состав кафедры пополнился молодыми педагогами, обладающими высоким уровнем квалификации и ведущими активную творческую деятельность в разных сферах применения звукорежиссуры. Кафедра располагает сегодня разносторонними специалистами и обеспечивает подготовку профессионалов в области музыкальной звукорежиссуры теле– и радиовещания (Е.Г. Цигель, Л.В. Вакарь), в области концертной звукорежиссуры (М.Р. Хаматов), в области электронной и компьютерной музыки (Т.В. Комарова). Высокий уровень подготовки звукорежиссеров обеспечивают педагоги, ведущие основные специальные курсы — «Техника звукопередачи», «Теория звукопередачи» и «Слуховой анализ» (С.В. Морозенко, В.В. Келлер, Л.В. Вакарь).
Сегодня на кафедре накоплен значительный педагогический и научно-методический опыт, разработаны курсы, обеспечены базы профессиональной практики, создан значительный материально-технический потенциал. Кафедра имеет уникальную студию звукозаписи академической музыки, которая выпустила уже более 150 компакт–дисков в России и за рубежом. Уральская консерватория до сих пор является единственным в России учебным заведением, располагающим такой студией для подготовки звукорежиссеров.
Первый выпуск студентов–звукорежиссеров состоялся в 1998 году. За прошедшие годы кафедра выпустила десятки специалистов и завоевала высокий авторитет. Все ее выпускники востребованы: они работают на теле– и радиоканалах (СГТРК, телекомпания «Студия–41», радио «Свобода», Студия «Город–Екатеринбург», Радио СИ, Радио 101 FM, Радио «Шансон», «Эра–ТВ» и др…), в концертных залах Екатеринбурга (Областной театр эстрады), в разных концертных коллективах, в студиях звукозаписи Екатеринбурга.
Кафедра музыкальной звукорежиссуры имеет прочные контакты с зарубежными образовательными учреждениями, что позволяет вести обмен в области методики преподавания электронной и компьютерной музыки. Ряд ведущих профессоров американских и европейских университетов, имеющих международный авторитет в данной области, провели мастер–классы в Уральской консерватории. В их числе — директор студии электронной музыки Дартмутского колледжа, профессор Дж. Эпплтон (США), декан факультета звукорежиссуры и композиции института электронной музыки в Вене, профессор Д. Кауфманн (Австрия), директор студии электроакустической музыки в Граце, профессор Й. Грюндлер (Австрия). Известные зарубежные и российские специалисты в области электроакустической музыки неоднократно были гостями екатеринбургских фестивалей электроакустической музыки и мультимедиа, которые проводились кафедрой музыкальной звукорежиссуры совместно с Екатеринбургской студией электроакустической музыки. Среди мероприятий, проведенных кафедрой, — первый в Екатеринбурге Фестиваль электронной музыки (1992 год) и первая в Екатеринбурге международная интерактивная пресс–конференция, получившие резонанс в России и за рубежом.
Кафедра теории музыки
В 1936 году в консерватории впервые был открыт прием на подготовительное отделение историко-теоретического факультета. К 1938 году сформировалась кафедра композиции, теории и истории музыки, которую возглавил первый ректор М.П. Фролов. Состав преподавателей был сформирован из выпускников музыкальных вузов Петрограда (В.Н. Трамбицкий, Ю.М. Словцов, А.Г. Фридлендер, А.Г. Корсунская), Москвы (Ю.Б. Леттецкий, Г.Л. Киселев, O.K. Эйгес, И.Б. Мацкевич) и Киева (В.Д. Рузинов). В годы войны на кафедре работали такие известные теоретики, как Л.А. Мазель и В.А. Цуккерман. Пополнение рядов музыковедов, а также временное объединение работы двух консерваторий — Свердловской и эвакуированной Киевской — привело в 1943 году к выделению самостоятельной кафедры истории музыки. В том же году состоялся первый выпуск уральских музыковедов, среди которых были Е. Незнаев, В. Прахова и др.
В 1960-1970-е гг. в педагогическом коллективе кафедры более весомую роль стали играть специалисты-теоретики; руководство кафедрой было поручено музыковеду В.М. Мезриной. Рост студенческого контингента привел к увеличению преподавательского состава до 30 человек, и в 1972 году теоретики и композиторы разделились на две кафедры.
С 1987 по 2005 год кафедру возглавляла профессор УГК Л.К. Шабалина. Наряду с развитием научно-исследовательского направления, в эти годы пристальное внимание уделяется совершенствованию учебного процесса. На кафедре созданы и частично изданы учебные пособия и программы, позволившие значительно улучшить систему музыкально–теоретической подготовки на всех трех уровнях профессионального музыкального образования. Кафедра явилась инициатором введения в УГК с 1996 года новых учебных дисциплин «Музыкальная культура Урала» и «Массовая музыкальная культура XX в.».
С 2005 года кафедрой заведует кандидат искусствоведения, профессор УГК М.В. Городилова. В прошедшем учебном году четыре учебных пособия, созданных преподавателями кафедры, получили гриф УМО вузов культуры и искусства.
За почти 70-летний период работы кафедра подготовила более 400 выпускников. Большинство их трудится в регионах Урала, Поволжья, Сибири, а также в Москве, Петербурге и за рубежом. Ряд из них занимает посты проректоров по научной работе, директоров училищ и школ, заведующих кафедрами, ответственных работников местных министерств и комитетов по делам культуры, главных специалистов по учебным заведениям. Среди них немало кандидатов искусствоведения, несколько докторов наук (Г.С. Тарасов, Т.К. Егорова, Л.Н. Шаймухаметова, Н.А. Петрусева), известный в стране методист Г.И. Шатковский. Высокое качество подготовки специалистов на кафедре теории музыки УГК подтверждается победами студенческих работ в конкурсах различного уровня.
Кафедра истории музыки
Преподавание музыкально-исторических дисциплин ведется в Уральской консерватории с момента ее возникновения, сначала в рамках единой музыковедческой кафедры, где работали такие видные историки страны, как Г. Киселев, Б. Штейнпресс, Д. Житомирский. Разделение на кафедры истории музыки и теории и композиции произошло в 1943 году, когда в Свердловске оказались вместе выдающиеся музыковеды, эвакуированные из Москвы и Ленинграда.
В трудное военное и первое послевоенное время на кафедре кипит научная жизнь. Здесь работают над диссертациями А. Корсунская («Героико–патриотические образы в русской музыкальной классике»), Д. Житомирский («П.И. Чайковский»), П. Рыбакова («Романсы М.И. Глинки»); проводятся научные сессии, посвященные 25–летию революции, памяти М. Глинки, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова. С тех пор прочные научные связи с Москвой и Ленинградом стали для кафедры традицией, особенно укрепившейся в последние 20 лет.
С конца 1940-х до начала 1970-х годов кафедрой руководят Л.М. Пятых, В.М. Щеглов, К.П. Чернецов, Е.Б. Нестерова; основной задачей становится подготовка музыкально-педагогических кадров для Уральского региона и братских республик — Бурятии, Якутии, Башкирии, а с 1955 года и Монголии. На протяжении 20 лет эта задача была успешно решена: на сегодня в музыкальных школах и училищах не только Свердловской области, но во многих уголках России, ближнего и дальнего зарубежья успешно преподают выпускники кафедры.
С 1971 года кафедру возглавила Н.А. Вольпер, ставшая и первым научным руководителем открывшейся при кафедре аспирантуры. В составе кафедры в это время — поколение выпускников последних лет, которые на протяжении 1980-х — начала 1990-х годов защитили диссертации в Москве (МГК, ВНИИ искусствознания) и Петербурге. Большой вклад в развитие исследовательской деятельности на кафедре внесла доктор искусствоведения, профессор Ленинградской консерватории Е.М. Орлова, которая работала на кафедре с 1974 по 1977 год.
Последние полтора десятилетия коллектив переживает пору своего профессионального, творческого расцвета. Ежегодно кафедра создает и публикует научные труды разных жанров в столичных и региональных изданиях. В сфере научных интересов педагогов — проблемы истории отечественной и зарубежной духовно–художественной культуры (профессора Л.А. Серебрякова, Л.П. Синявская, Е.А. Рубаха, М.Л. Мугинштейн, доценты В.П. Кадочников и Е.А. Уфимцева), фольклора и фольклористики (профессор Т.И. Калужникова), методики и педагогики (доцент Г.Н. Пешкова).
Выпускники кафедры работают в Московской консерватории и Государственном институте искусствознания, в Петербурге, в США и Канаде, Франции, Израиле и Германии, в Беларуси, Прибалтике, Украине: преподают, работают в филармониях, на радио и телевидении, в музеях и театрах, в Союзе композиторов. Среди них — кандидаты и доктора наук, обладатели почетных званий и наград. При кафедре работают кабинет фольклора и архивно–библиографический отдел.
Кафедра сольного пения
Одна из старейших в Уральской консерватории—кафедра сольного пения. Основанная в 1934 году, она завоевала высокий авторитет среди музыкальных вузов страны и театров ближнего и дальнего зарубежья своими достижениями.
Многие выпускники кафедры стали ведущими солистами Большого, Мариинского и других российских театров, успешно гастролируют на родине и за рубежом. Среди них народная артистка России О. Кондина, заслуженные артисты России Н. Копылов, О. Стихина, Э. Краюшкина, И. Наволошников, а также лауреаты различных конкурсов А. Спехов, Е. Севрюкова, В. Сарапулова, Е. Морозова, Е. Вознесенская, А. Вылегжанин, Н. Мурадымова и др. Успешно работают за рубежом и поют на сценах самых крупных театров мира В. Огновенко, В. Афанасенко и М. Домашенко (Метрополитен–опера, Конвент Гарден, Грандопера, Ла Скала, Арена ди Верона, театры Рима, Вены, Берлина, Токио и др…), солистами Пражской оперы являются О. Коротков, Н. Вишняков, Н. Марченко.
Значительных успехов добились воспитанники кафедры в различных конкурсах. Лауреатами конкурса имени М.И. Глинки стали В. Баева, Д. Дашиев, В. Одоленко, В. Экнадиосов, П. Зверев (лауреат I премии). Лауреатом I премии конкурса имени П.И. Чайковского в 2002 году стала А. Адамова, лауреатами I премии конкурса имени А. Дворжака стали О. Коротков, Е. Барышева, М. Домашенко, Н. Мурадымова; лауреатом I премии международного конкурса в Афинах — С. Кадочникова, лауреатами I премии конкурса имени Ю. Гуляева — А. Вылегжанин и И. Трусова. Д. Ульянов получил Гран–при на международном конкурсе в Алма–Ате. Е. Вознесенская в 2004 году удостоена высшей театральной национальной премии «Золотая маска».
Ведущие мастера кафедры ведут большую научно-методическую и творческую работу, проводят мастер-классы, организовывают конкурсы юных вокалистов и многое другое, что делает жизнь на факультете яркой и насыщенной.
В целях сохранности голоса в процессе обучения студентов с 1972 года при вокальной кафедре функционирует фониатрический кабинет. Под наблюдением врача–фониатра, работающего на постоянной основе, находятся студенты вокального и дирижерско-хорового отделений, а также педагоги и студенты других факультетов, испытывающие интенсивные голосовые нагрузки. Для предупреждения заболеваний и функциональных нарушений голоса в кабинете проводится профилактический осмотр голосового аппарата уже у абитуриентов, а в дальнейшем — и студентов в процессе обучения. При необходимости в условиях кабинета или студенческой поликлиники осуществляется лечение, проводится постоянный контроль–регламентация голосовых нагрузок у студентов.
Факультет инструментального исполнительства
Кафедра оркестровых духовых и ударных инструментов
Духовые инструменты в стенах нашей консерватории зазвучали с 1934 года, с первого дня открытия будущей Уральской государственной Ордена Трудового Красного Знамени консерватории имени М.П. Мусоргского. Кафедры духовых инструментов, как отдельной структуры, еще не существовало. Был отдел духовых инструментов в составе общей оркестровой кафедры. Первый духовой инструмент, искусству игры на котором начали профессионально обучать в консерватории, стала флейта. А первым педагогом был Николай Романович Бакалейников (01.(13).12.1881, Москва – 06.03.1957, Свердловск), флейтист, дирижер, хормейстер, композитор. Кроме флейты он вёл оркестровый класс и руководил упомянутым выше отделом духовых инструментов.
Одной из особенностей работы кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов на протяжении всех лет ее существования является тесная связь педагогики с концертно-исполнительской деятельностью. Как говорилось выше: все преподаватели кафедры – это артисты оркестров филармонии, театра оперы и балета в прошлом или дня сегодняшнего. Свой богатый опыт оркестрового и ансамблевого музицирования они передают своим ученикам. Те, в свою очередь, имеют возможность демонстрировать свое исполнительское мастерство в оркестрах консерватории – симфоническом, духовом, народном, в оркестре оперной студии, а также в многочисленных кафедральных и общевузовских концертах. Следует отметить фестивали музыки для саксофона (автор и художественный руководитель проф. И.О. Паращук), а также музыкальные фестивали «Волшебная флейта» (их прошло уже семь, автор и художественный руководитель проф. (А.Х. Сидоров).
Благодаря кропотливой работе всего профессорско-преподавательского коллектива, кафедра оркестровых духовых и ударных инструментов Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского выдвинулась в ряд ведущих аналогичных структур Российских музыкальных ВУЗов и с высокой мерой ответственности вносит свой ощутимый вклад в дело развития Отечественной школы искусства игры на духовых и ударных инструментах.
Кафедра струнных инструментов
Кафедра струнных инструментов до 1950 года существовала совместно с кафедрой духовых инструментов и носила название общей оркестровой, в дальнейшем стала самостоятельной структурой оркестрового факультета.
У истоков кафедры стояли ведущие исполнители—солисты оркестров оперного театра и филармонии. Это заслуженные артисты РФ, профессора М.И. Лидский (скрипка) и Г.Я. Гранат (альт), доценты М.Б. Петрушанский (виолончель) и М.Э. Флейш (скрипач, руководитель квартетного класса в 1934-1938 гг.). В послевоенные годы в УГК были приглашены опытные оркестранты Р.В. Мазыкин (контрабас) и Л.К. Штрассенбург (виолончелист, солист оркестра филармонии и Свердловского радиокомитета). Струнный квартет в то время составляли М.И. Лидский, Г.А. Бояршинов, Г.Я. Гранат, Л.К. Штрассенбург. Квартет выступал в городе, области и на радио. С 1949 года, более 40 лет на кафедре работал известный педагог и исполнитель—дипломант Всесоюзного конкурса Н.А. Шварц, развивавший на Урале традиции знаменитой скрипичной школы П.С. Столярского.
Преподаватели кафедры ведут концертную работу, проводят мастер–классы в учебных заведениях всех звеньев музыкального образования, работают в жюри различных конкурсов, являются председателями государственных аттестационных комиссий в музыкальных вузах и училищах Уральского региона.
Кафедра народных инструментов
История кафедры народных инструментов начинается с сентября 1963 года, хотя истоки ее восходят к 1939 году, когда впервые в УГК было открыто отделение народных инструментов, которое в годы войны возглавлял профессор Киевской консерватории М.М. Гелис (с его возвращением в Киев в 1944 году отделение было закрыто). Организатором кафедры и ее заведующим на протяжении четырех десятилетий стал выдающийся музыкант—выпускник Свердловского училища, а затем Киевской консерватории (класс М.М. Гелиса), ныне народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, академик Е.Г. Блинов.
Традиции, заложенные педагогами, стоящими у истоков кафедры, сегодня продолжают и развивают их ученики — лауреаты международных и всероссийских конкурсов, ныне известные музыканты: народные артисты России, профессора Ш.С. Амиров и В.А. Романько, заслуженный артист России, профессор М.И. Уляшкин, профессор УГК И.В. Гареева. В числе преподавателей кафедры — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат международного конкурса композиторов, профессор А.Б. Бызов, чьи многочисленные произведения часто исполняются солистами, ансамблями, оркестрами народных инструментов.
Выпускники кафедры, а их число сегодня более 500, работают во многих городах России, ближнего и дальнего зарубежья, возглавляя педагогические и концертные коллективы, занимаясь активной исполнительской деятельностью. Среди них профессора и доценты вузов, народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств, многочисленные лауреаты различных конкурсов. Только за последний, 2004 год 11 студентов кафедры были удостоены дипломов конкурсов различного ранга. Примечательно, что наряду с питомцами таких опытных педагогов, как профессора Е.Г. Блинов, В.А. Романько, Ш.С. Амиров и М.И. Уляшкин, доцент И.В. Гареева, в их числе и воспитанники молодых педагогов С.В. Поздняковой и Е.Н. Пирогова. Успешно работают на кафедре и недавние выпускники—лауреаты конкурсов С.Х. Мусафина и Ю. Кравчук, преподаватели М.С. Белоглазов и Е.Н. Пасечник.
Обширна и научно-методическая деятельность кафедры. Создание методических разработок, репертуарных сборников, выпуск лазерных дисков, участие в жюри различных конкурсов, мастер–классы, научно–практические конференции — таковы основные направления активной творческой работы кафедры.
За сорок лет существования кафедра народных инструментов вписала множество славных страниц в летопись российского народно-инструментального искусства, создав то единство стиля и традиций, которое с полным основанием сегодня называют уральской исполнительской школой.
Кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки
Кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки была образована в 1957 году. Основателем кафедры и ее руководителем долгие годы был заслуженный деятель искусств РФ, профессор Б.И. Певзнер — яркий исполнитель, музыкант–просветитель, общественный деятель, талантливый педагог. Первыми преподавателями кафедры были также заслуженная артистка РФ, доцент В.А. Китаева, доценты С.М. Лидская, В.Е. Гиммельфарб, Н.А. Иванова-Кулибина, Н.М. Кленова — интересные музыканты–исполнители и педагоги.
Велика заслуга кафедры в деле воспитания высокопрофессиональных исполнителей–концертмейстеров и ансамблистов, успешно работающих не только в Екатеринбурге, но и в Москве, Санкт–Петербурге, во многих городах России и за рубежом. Мастерство воспитанников кафедры неоднократно подтверждено дипломами за лучший аккомпанемент, званиями лауреатов и дипломантов конкурсов камерных ансамблей. На кафедре много лет существует аспирантура, лучшие выпускники пополняют ее педагогический состав.
Масштабна исполнительская деятельность кафедры. Силами педагогов и студентов постоянно проводятся открытые концерты, фестивали, посвященные выдающимся композиторам (Ф. Шопену, Л. Бетховену, И. Брамсу, С. Прокофьеву и др.), совместно с кафедрой сольного пения осуществляются интересные проекты — межкафедральные конкурсы и концерты молодых музыкантов.
Педагогический коллектив кафедры (профессор К.Е. Корчинская; доценты и профессора—дипломант всероссийского конкурса Т.Б. Командовская, дипломант международного конкурса В.С. Поляков, лауреаты всероссийского конкурса А.В. Федотьева и А.А. Романова; лауреат международного конкурса, дипломант международных и всероссийских конкурсов О.В. Расковалова, лауреат международных конкурсов, кандидат педагогических наук Е.П. Лукьянова, старшие преподаватели лауреат международных конкурсов Е.В. Ханин, дипломант международных и всероссийских конкурсов Л.Ю. Кондратьева), помимо преподавательской работы, проводит мастер–классы, ведет интенсивную концертную деятельность, осуществляет записи на компакт–диски в России и других странах (К.Е. Корчинская — в Японии, В.С. Поляков — в Германии). Педагоги кафедры выступают не только в залах Уральской консерватории и филармонии, но и в других концертных залах Екатеринбурга и области, в разных городах России и за рубежом. В ансамбле с выдающимися солистами они неизменно демонстрируют высокое профессиональное мастерство.
Кафедра специального фортепиано
У истоков кафедры специального фортепиано, которая существует в Уральской консерватории с 1934 года, стояли такие выдающиеся музыканты, как Г.Г. Нейгауз, Б.С. Маранц, С.С. Бендицкий, которых пригласил ее первый заведующий — основатель консерватории, композитор и пианист М.П. Фролов.
В 1970-е годы кафедра пополняется новыми яркими педагогами — это будущие профессора Н.Г. Панкова, С.Г. Почекин, Е.А. Левитан, С.Г. Белоглазов, Г.И. Резников. В 1973 году, в связи с увеличением факультета, возникает вторая кафедра—методики, педагогики и фортепиано, которую возглавил профессор И.З. Зетель. На кафедрах активизируется работа по проведению научно–практических конференций с привлечением ведущих музыкантов страны, проводятся внутривузовские конкурсы, тематические концерты, ведется большая работа на факультете повышения квалификации. Разворачивается деятельность молодых педагогов — Т.Н. Макоха, Г.И. Резникова, Л.А. Куценко, А.В. Глаголева, О.Ю. Русиной, В.Д. Шкарупы, А.И. Букреева, Б.Б. Бородина. С 1988 по 1994 годы кафедрами заведовали народная артистка РФ, профессор Н.Г. Панкова и заслуженный деятель искусств, профессор Е.А. Левитан. В 1994 году кафедры вновь объединились в одну под руководством профессора М.В. Андрианова. После ухода из жизни М.В. Андрианова, с 2005 по 2010 гг. кафедрой заведовала народная артистка России, профессор Н.Г. Панкова. С 2010 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой является Г.И. Резников.
В 1980–1990-е годы активизировались международные контакты кафедры и успехи ее педагогов и студентов на международной арене. Яркую страницу в историю кафедры вписала выдающийся музыкант Н.Г. Панкова, ставшая победителем Международного конкурса им. Л. Бетховена в Вене и впоследствии ведущая исполнительскую деятельность значительного масштаба. Позднее В.Д. Шкарупа стал лауреатом еще одного престижнейшего конкурса — им. Ф. Листа в Будапеште. Педагоги кафедры часто выступают с концертами и мастер–классами в России и за рубежом: М.В. Андрианов — в Париже и Риме; Н.Г. Панкова — в ФРГ, Австрии, Корее и других странах; В.Д. Шкарупа — в ФРГ и Италии; Г.И. Резников — в Бельгии, Германии и Чехии; А.И. Букреев — в США, Германии, Австрии, Чехии. Концерты своих учеников представляли в России и за рубежом Е.А. Левитан, М.В. Андрианов, М.Н. Ярославцева, А.И. Букреев, С.Г. Белоглазов. С докладами на Международных фортепианных симпозиумах в Граце (Австрия), Орландо и Йеле (США) выступал А.И. Букреев.
Плодотворная деятельность преподавателей кафедры специального фортепиано завоевала высокое признание специалистов не только на родине, но и за рубежом.
Видео: Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского
Контактная информация УГК им. Мусоргского
Адрес: 620014, Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
Приемная ректора
+7 (343) 371-21-80
+7 (343) 371-67-61 /факс/
mail@uscon.sco.ru
Приемная комиссия
+7 (343) 371-66-49
priem@uralconsv.org
Добавить комментарий